Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 октября 2008 г. N А60-25224/2008-С8
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Свердловской области (далее по тексту - заявитель) к Пышминскому потребительскому обществу о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.С. Степанов, специалист 1 разряда, доверенность от 07.11.2007 N 27; Е.В.Кузнецова - специалист 1 разряда по доверенности от 02.04.2008 N 38.
от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: С.М. Милицкий, представитель по доверенности от 15.09.2008 б/н.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Свердловской области просит привлечь Пышминское потребительское общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за совершение административного правонарушения, выразившегося в розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Пышминское потребительское общество возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на фактическое наличие у него сопроводительных документов на реализуемую продукцию.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
На основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Свердловской от 05 сентября 2008 года N 82 налоговым органом проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине N 14, расположенном по адресу: Свердловская область, Пышминский район, с. Чернышево, ул. Ленина, д. 30, принадлежащем Пышминскому потребительскому обществу.
В ходе проверки заявителем установлен факт нарушения Пышминским потребительским обществом ст.10.2, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившийся в реализации в магазине алкогольной продукции: напитка слабоалкогольного газированного "Браво классик Традиционный джин-тоник", крепость 9%, объем 0,33 л, производство ООО "Браво премиум", Россия; напитка слабоалкогольного газированного сокосодержащего "Гордонс-Джинс-Апельсин", крепость 8,7%, объем 0,5 л, производство ООО "Браво премиум", Россия; напитка слабоалкогольного газированного "Браво классик особый джин вкус "Грейпфрут", крепость 9%, объем 0,33 л, производство ООО "Браво премиум", Россия, без сопроводительных документов, а именно: сертификатов соответствия, удостоверений о качестве, раздела А и Б справок к товарно-транспортным накладным.
Результаты проверки оформлены актом проверки организаций, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией по вопросу соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области, от 05.09.2008 N 000082, приложением N 1 к акту от 05.09.2008 N 000082, протоколом об административном правонарушении от 08.09.2008 N 000534 по признакам административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Также в подтверждение факта совершенного Пышминским ПО административного правонарушения налоговым органом суду представлены объяснения продавца от 05.09.2008.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно ст. 2 указанного закона под оборотом понимается в том числе розничная продажа алкогольной продукции.
Статьей 16 указанного закона установлено, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями, при этом не допускается реализация продукции без соответствующей лицензии, а также сопроводительных документов в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 10.2 закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации (п. 139 указанных Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебном заседании 24 сентября 2008 года Пышминское потребительское общество заявило о наличии всех сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию, в том числе в момент проверки.
Определением суда от 24.09.2008 рассмотрение дела по существу отложено для представления Пышминским потребительским обществом суду указанных документов.
В судебном заседании 30 сентября 2008 года Пышминским потребительским обществом в материалы дела представлены: светокопии сертификата соответствия N РОСС RU. АЯ61.В77517 на напиток слабоалкогольный газированный "Браво классик особый джин вкус Грейпфрута", удостоверения качества N 307 на указанный напиток и справки к товарно-транспортной накладной N 18789 от 15.05.07, раздела "А" и "Б", полученные факсимильной связью; сертификат соответствия N РОСС RU. АЯ61.В75697 на напиток слабоалкогольный газированный "Браво джин-тоник", заверенный держателем сертификата, удостоверение качества N 283 на указанный напиток, справка к товарно-транспортной накладной б/н, б/д., раздел "А"; сертификат соответствия N РОСС RU. АЯ61.В75223 на напиток слабоалкогольный сокосодержащий "Апельсин", заверенный держателем сертификата, удостоверение качества N 318 на указанный напиток, справка к товарно-транспортной накладной б/н, б/д., раздел "А".
Однако справок к товарно-транспортным накладным раздела "Б" на напиток слабоалкогольный газированный "Браво джин-тоник" и на напиток слабоалкогольный сокосодержащий "Апельсин" Пышминским Потребительским обществом в материалы дела не представлены.
Кроме того, представленная копия сертификата соответствия N РОСС RU. АЯ61.В77517 на напиток слабоалкогольный газированный "Браво классик особый джин вкус Грейпфрута" является факсовой копией, не заверенной держателем сертификата; а из содержаний справки раздела Б к ТТН на напиток слабоалкогольный газированный "Браво классик особый джин вкус Грейпфрута" следует, что единственным получателем и конечным покупателем без дальнейшей перепродажи данной продукции являлось ООО "Омега Спиритс".
Факт отсутствия справок раздела Б к ТТН Пышминское Потребительское общество в судебном заседании не оспаривает и ссылается на то, что наличие у него справок раздела Б к ТТН не является обязательным.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила заполнения справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Указанная справка включает в себя два обязательных раздела (Раздел А и Раздел Б).
Указанная справка, а также сертификат соответствия в силу положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании изложенного, учитывая, что факт реализации Пышминским Потребительским обществом алкогольной продукции без справок к ТТН раздела Б подтверждается материалами дела, а представленный сертификат на напиток слабоалкогольный газированный "Браво классик особый джин вкус Грейпфрута" и справка раздела Б к ТТН на указанную продукцию имеют пороки, не позволяющие отнести их к документам, удостоверяющим легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции, принимая во внимание, что определением суда от 24.09.2008 у Пышминского Потребительского общества истребовались доказательства наличия всех необходимых товаросопроводительных документов, суд полагает, что в действиях Пышминского Потребительского общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
В связи с чем, учитывая отсутствие процессуальных нарушений со стороны заявителя, суд полагает, что Пышминское потребительское общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ за розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей без конфискации.
Ссылки Пышминского на то, что при розничной торговле алкогольной продукцией наличие такого сопроводительного документа, как справка раздела Б к ТТН, не является для организации обязательным судом, не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона исходя из следующего:
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ, является установленный государственный порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);
Согласно п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из содержания ст. 10.2 названного Федерального закона следует, что оборот спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к которым согласно п.п. 3 п. 1 этой статьи относится справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ).
Каких-либо исключений из этого требования, учитывая, что Пышминским потребительским обществом осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 8,7%, 9,0%, законом не установлено.
Доводы Пышминского потребительского общества о малозначительности совершенного правонарушения и необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не могут быть приняты исходя из следующего:
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.п. 17, 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание, что состав административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, является формальным, то есть определяется не последствиями его совершения, а спецификой правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, на которые посягает выявленное нарушение и к которым предъявляются повышенные требования, общественной значимостью государственного контроля в области оборота спиртосодержащей продукции, суд полагает, что допущенное заявителем нарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.
Ссылки заявителя на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении судом не принимаются, так как данное обстоятельство с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 г. N 5 является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным.
Доводы Пышминского Потребительского общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения со ссылкой на то, что обязанность по контролю наличия и правильности заполнения, хранения сопроводительной документации входит в должностные функции директора магазина и продавца данного магазина, судом не принимаются по следующим основаниям:
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заинтересованного лица от ответственности в данном случае могут служить, по мнению суда, обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях надлежащего контроля за исполнением работниками, действующими от имени данного юридического лица, требований в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доказательств наличия названных обстоятельств Пышминским потребительским обществом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Свердловской области требования удовлетворить.
2. Привлечь Пышминское потребительское общество, расположенное по адресу: 623550, Свердловская область, Пышминский район, р.п. Пышма, ул. 1 мая, д. 3 (ОГРН: 1026601074466), к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда <http://17aas.arbitr.ru> или Федерального арбитражного суда Уральского округа <http://fasuo.arbitr.ru>.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам
За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ.
Получатель: ИНН 6613005224 КПП 661301001
УФК по Свердловской области
(Межрайонная ИФНС России N 5 по Свердловской области)
Наименование банка получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области БИК 046577001
Номер счета получателя:
40101810500000010010
КБК 182 1 16 08 000 01 0000 140
ОКАТО 65440000000
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 октября 2008 г. N А60-25224/2008-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника