Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2008 г. N А60-14493/2008-С2
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2009 г. N Ф09-10341/08-С4 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 7 октября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 13 октября 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Недра-гео" к Министерству финансов Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о взыскании 3135650 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Рыгованный Э.С., доверенность N 28 от 14.04.2008 г., Непряхина М.Н., доверенность N 14 от 01.10.2008 г.
от ответчиков: Светлаков А.А., доверенность N 20-11/01/8 от 09.01.20008г.; Коротаева Т.А., доверенность N 78-5459 от 25.04.2008 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчиков задолженности за выполненные по государственному контракту ГК-80 от 04.06.2007 г. землеустроительные работы в размере 3135650 руб.
Ответчики с иском не согласны, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области представило дополнение к отзыву на исковое заявление, согласно которому фактически выполнены истцом работы по 83 земельным участкам, вследствие чего стоимость неоплаченных работ с вычетом уплаченного аванса составляет 2966040 руб. 90 коп.
Министерство финансов Свердловской области представило письменный отзыв, в котором указало, что считает себя ненадлежащим ответчиком; акт сдачи-приемки работ заказчиком не подписан, то есть факт передачи выполненных работ отсутствует; материалы землеустроительных дел переданы с нарушением сроков по вине исполнителя.
Истец с отзывом ответчика не согласен, в материалы дела представил возражение, в котором указал, что работы по государственному контракту выполнил в полном объеме, работы переданы ответчику по накладным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
по результатам конкурсов на право заключения контракта на выполнение землеустроительных работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю и ведением государственного земельного кадастра на территории Свердловской области, 21.09.2007 г. между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен государственный контракт N ГК-80, в соответствии с которыми истец поручил, а ответчик принял на себя обязательства на выполнение работ - составление землеустроительных дел в соответствии с техническим заданием, календарным планом и сметой затрат, объем выполняемых работ - 842,9 га (87 земельных участков автодороги на территории Туринского городского округа, согласно перечню земельных участков) (п. 1.1.контракта) (ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с календарным планом, являющимися приложением N 3 к указанному контракту, срок выполнения контракта определен до 01.12.2007 г. Общая сумма контракта N ГК-80 согласно смете расходов (приложение N 4 к контрактам) составила 3689000 руб.
Согласно п. 3.4. контракта заказчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области платежным поручением от 02.07.2007 г. N 941 перечислило исполнителю авансовый платеж в размере 553350 руб.
Заявляя исковые требования о взыскании с государственного заказчика задолженности за выполненные по контракту ГК-80 от 04.06.2007 г. работы в размере 3135650 руб., истец полагает, что все землеустроительные работы проведены, землеустроительные дела сданы заказчику по накладным, акт сдачи-приемки выполненных работ направлен заказчику по почте.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, исполнителем фактически были представлены землеустроительные дела по 83 земельным участкам из 87 дел, предусмотренных контрактом, исходя из чего стоимость выполненных работ составляет 2966040 руб. 90 коп.; акт сдачи-приемки выполненных работ не подписан, поскольку истец выполнил работы за пределами установленного контрактом срока, ответчик не имеет возможности оплатить работы из собственных средств, потому что средства на оплату бюджетом не выделены.
Ответчик - Министерство финансов Свердловской области указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком; акт сдачи-приемки работ заказчиком не подписан, то есть факт передачи выполненных работ отсутствует; материалы землеустроительных дел переданы с нарушением сроков по вине исполнителя.
Рассмотрев доводы истца и ответчиков, суд пришел к следующему выводу.
Согласно представленным в материалы дела накладным за период с 13.03.2008 г. по 18.06.2008 г. и от 07.10.2008 г. истцом в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области переданы землеустроительные дела по межеванию автодорог на территории Туринского городского округа, которые приняты Свердловским областным государственным учреждением "Управление автомобильных дорог", что подтверждается представленным в материалы дела письмом от 18.06.2008 г. исх. N 03-3175.
Сопроводительным письмом N 89 от 18.06.2008 г., а также N 112 от 05.09.2008 г. кроме накладных о передаче материалов в адрес заказчика направлены акты сдачи-приемки выполненных работ, которые заказчиком на сегодняшний день не подписаны, поскольку истец выполнил землеустроительные работы за пределами установленного контрактом срока.
Согласно п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
Согласно п. 3.5 государственного контракта оплата выполненных работ производится на основании представленных в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и подписанных актов сдачи-приемки результатов фактически выполненных работ. Государственный заказчик в соответствии с п. 2.1 контракта принял на себя обязательство подписать акт выполненных работ при отсутствии претензий относительно качества выполненных работ.
Довод ответчика о том, что акт сдачи-приемки в настоящее время заказчиком не подписан и отсутствуют основания для перечисления денежных средств, судом отклоняется, поскольку основанием для оплаты является окончательная сдача результатов работы, что в данном случае подтверждается документами о фактически выполненных землеустроительных работах. Указанные документы представлены истцом в полном объеме, работы приняты Управлением Роснедвижимости по Свердловской области и Свердловским областным государственным учреждением "Управление автомобильных дорог", претензии по качеству и срокам выполнения работ заказчиком в установленные законом сроки не предъявлены, отказ от принятия исполнения недопустим (п. 3 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации), отказ заказчика от исполнения государственного контракта после сдачи исполнителем результатов работ невозможен (ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о фактическом предоставлении землеустроительных дел по 83 земельным участкам из 87 дел, предусмотренных лотом N 23, судом отклоняется как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
При проведении землеустроительных работ, в том числе межевания земельных участков, которое представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади, исполнителем по государственному контракту N ГК-80 фактически выполнены работы по 108 земельным участкам на основании представленного заказчиком перечня земельных участков, указанных в лоте N 23. Необходимость в формировании большего количества земельных участков, чем предусмотрено государственным контрактом, возникла в результате несоответствия наименований автомобильных дорог в технических паспортах и правоудостоверяющих документах, о чем исполнитель уведомил и Управление Роснедвижимости по Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Управление автомобильных дорог", которые осуществляют проверку землеустроительных дел и непосредственно заинтересованы в результатах землеустроительных работ.
Данное обстоятельство опровергает доводы ответчика об отсутствии землеустроительных дел по земельным участкам, соответствующим номерам 41, 47, 61 в лоте N 23. Уточнение наименования земельного участка (приведение наименований в соответствие) произведено исполнителем согласно письмам Управления Роснедвижимости по Свердловской области N 678 от 01.10.2008 г., N 682 от 01.10.2008 г., на основании справки Свердловского областного государственного учреждения "Управление автомобильных дорог", землеустроительные дела переданы по накладным N 30 от 10.04.2008 г. (п. 1, 8, 9), N 56 от 17.06.2008 г.
Отсутствие землеустроительного дела по номеру 61 лота N 23 вызвано отсутствием автодороги, что также согласовано с Управлением Роснедвижимости по Свердловской области (письмо N 682 от 01.10.2008 г.), что свидетельствует о невозможности подрядчика выполнить работы вследствие упущений заказчика, предоставившего информацию о наличии автодороги. Отсутствие результата в виде землеустроительного дела по номеру 61 лота N 23 не свидетельствует о невыполнении подрядчиком землеустроительных работ, предусмотренных п. 3 технического задания государственного контракта N ГК-80, в данном случае результатом работы явилось установление отсутствия объекта в натуре и невозможность вследствие этого формирования землеустроительного дела.
Ответчик не представил доказательств выполнения истцом землеустроительных работ в количестве меньшем, чем предусмотрено государственным контрактом (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Судом также не может быть принят представленный ответчиком расчет о стоимости 83 землеустроительных дел и соответственно довод о возможности уменьшении твердой цены государственного контракта на основании п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из представленных в материалы дела накладных, выявления в процессе исполнения заказчиком землеустроительных работ несоответствия исходной информации, обусловленной общим состоянием дорог в Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что истец свои обязательства по выполнению землеустроительных работ в соответствии с техническим заданием исполнил в полном объеме.
На момент рассмотрения дела в суде задолженность ответчика по оплате выполненных землеустроительных работ по контракту N ГК-80 от 21.09.2007 г. с учетом перечисленного ответчиком аванса в размере 553350 руб. составляет 3135650 руб.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности за выполненные землеустроительные работы по контракту N ГК-80 от 21.09.2007 г. в размере 3135650 руб. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме (ст. 307, 309, 702, 711, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взыскание задолженности должно быть произведено за счет казны Свердловской области, поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области при заключении государственного контракта N ГК-164 от 21.09.2007 г. действовало от имени Свердловской области как субъекта Российской Федерации, действующего на равных началах с другими участниками гражданско-правовых отношений (ст.ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), что следует из положений Областного закона "Об областной государственной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области", согласно параграфу 5 которого заказчиком программы является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое организует ее выполнение и осуществляет функции заказчика товаров, работ и услуг, приобретаемых, выполняемых и оказываемых для реализации программы.
Программа принята для решения задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере земельно-имущественных отношений на территории Свердловской области, что соответствует понятию "нужды субъекта Российской Федерации", данному в ст. 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в целях обеспечения которых согласно ст. 9 указанного закона заказчиком заключается государственный контракт от имени субъекта Российской Федерации.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является заказчиком программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области", следовательно, наделено также и полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, что подтверждается Областным законом "Об областном бюджете на 2007 год" (приложение N 4 номер строки 332).
Министерство финансов Свердловской области не является главным распорядителем бюджетных средств, указанными полномочиями наделено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области как заказчик программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области", следовательно, оснований для взыскания за счет казны Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области не имеется.
Расходы истца по уплате госпошлины подлежат возмещению за счет Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области за счет казны Свердловской области в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Недра-гео" долг в размере 3135650 руб. и 27178 руб. 25 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Свердловской области отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2008 г. N А60-14493/2008-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2009 г. N Ф09-10341/08-С4 настоящее решение оставлено без изменения