Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 декабря 2008 г. N А60-24052/2008-С4
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2009 г. N Ф09-2821/09-С6 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24052/2008-С4 по иску Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области к муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом, третьи лица: Некоммерческое партнерство "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК", Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа N 16 о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Коновалова Э.В., представитель по доверенности N 78-5160 от 25.04.2008 г.,
от ответчика: Захарова С.А., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2008 г.,
от третьих лиц: от МОУ ДОД ДЮСШ N 16 - Лузин В.И., представитель по доверенности от 01.11.2008 г., Утишева С.П., зам. директора, приказ от 30.03.2007 г., от НП "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК" - отсутствует, извещен, от УФРС по Свердловской области - отсутствует, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обратилось в арбитражный суд с иском к Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на отдельно стоящее нежилое здание с пристроями, литера 1, площадью 888,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Титова, д. 19, а также с требованием о признании права собственности Свердловской области на указанное здание.
Как указывает истец, изначально спорное здание принадлежало мясному комбинату "Свердловскмясоагропром", который Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1992г. N 581 был передан в государственную собственность Свердловской области. В соответствии с п. 9 Плана приватизации комбината мясного "Свердловскмясоагропрома" от 16.06.1993г. указанный объект, как не подлежащий приватизации, был передан на баланс акционерного общества "Комбинат мясной "Екатеринбургский" и внесен в сводную опись государственного казанного имущества Свердловской области и передан МУГИСО Некоммерческому партнерству "Школа высшего спортивного мастерства Торнадо-ЕМК" по договору аренды от 02.11.2004 г. N А-439/0905. Кроме того, истец также указал, что 28.03.2007 г. третье лицо - НП "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК" обратилось к нему с письмом, в котором сообщило о государственной регистрации права собственности на спорное здание за МО город Екатеринбург.
В качестве правового обоснования заявленных исковых требований истец ссылается на положения ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ.
Определением от 10.09.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Некоммерческое партнерство "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК", Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
Представитель истца в судебном заседании (05.11.2008 г.) заявил ходатайство о замене в порядке ст. 47 АПК РФ ответчика на МО "город Екатеринбург" в лице Администрации г. Екатеринбурга.
Ответчик в судебном заседании 05.11.2008 г. заявил письменное ходатайство, в котором просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа N 16. В обоснование данного ходатайства ответчик представил распоряжение ЕКУГИ от 15.04.2008 г. N 250а-р, которым спорное здание передано МОУ ДОД ДЮСШ N 16 на праве оперативного управления.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд пришел к следующему.
Поскольку предмет исковых требований заключается, в том числе в оспаривании права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на недвижимое имущество, суд признал обоснованным ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке ст. 47 АПК РФ, в связи с чем, определением от 05.11.2008 г. заменил ответчика - Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом на муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа N 16.
В настоящее судебное заседание (01.12.2008 г.) ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором требования не признал и просил отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. По мнению ответчика, спорный объект в силу приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 является объектом муниципальной собственности как объект спорта. Постановлением Главы администрации города от 21.04.1995г. N 279-а на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1данный объект был включен в реестр муниципальной собственности, в связи с чем, ответчик полагает, что спорный объект правомерно внесен в реестр муниципальной собственности. Также ответчик ссылается на приказ МУГИСО от 21.09.1999 г. N 588, которым установлено, что спорткомплекс был передан в муниципальную собственность г. Екатеринбурга.
Кроме того, ответчик указал, что истцом пропущен 3-летний срок исковой давности, поскольку постановление главы администрации города о включении объекта в реестр было направлено в МУГИСО 28.04.1995 г. В связи с тем, что государственная регистрация права муниципальной собственности произведена 26.04.2005 г., то истец должен был узнать о нарушении своего права с 26.04.2005 г., а исковое заявление подано в суд в сентябре 2008 года.
Третье лицо - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа N 16 в судебное заседание 01 12.2008 г. представило отзыв, в котором считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
На основании распоряжения председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом от 15.04.2008 г. N 250а-р из состава местной казны города Екатеринбурга МОУ ДОД "ДЮСШ N 16" на праве оперативного управления передано спорное имущество. Третье лицо заключило с Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом дополнительное соглашение от 29.07.2008 г. N 2 к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 11.06.1997г. N 153-НО о включении в перечень муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МОУ ДОД "ДЮСШ N 16" спорного недвижимого имущества. Как указывает третье лицо, в настоящее время последнее проходит процедуру регистрации права оперативного управления данным имуществом. Кроме того, при передаче спорного имущества из местной казны МОУ ДОД "ДЮСШ N 16" каких-либо препятствий в пользовании этим имуществом, обременений, ЕКУГИ не оговаривалось.
Третьи лица - НП "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК" и УФРС по Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку уполномоченных представителей не обеспечили.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц - НП "Школа высшего спортивного мастерства "Торнадо-ЕМК" и УФРС по Свердловской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеются уведомления органа связи.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2005 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области зарегистрировано право собственности на нежилое отдельно-стоящее здание с пристоями, литера 1, площадью 888,6 кв.м., адрес: г. Екатеринбург, ул. Титова, д. 19, условный номер 66-66-01/020/2005-446 за муниципальным образованием "город Екатеринбург" на основании Постановления Главы администрации города Екатеринбурга N 279-а от 21.04.1995 г., Постановления Главы города Екатеринбурга N 1653 от 20.12.2004 г. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.04.2005 г. произведена запись регистрации N 66-66-01/020/2005-446 (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ N 500568 от 26.04.2005 г.).
В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п.2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
Из Плана приватизации комбината мясного "Свердловскмясоагропрома", на балансе которого находился спорный объект недвижимости, зарегистрированного Финансовым управлением администрации Свердловской области 16 июня 1993 года, следует, что комбинат мясной "Свердловскмясоагропром" на момент приватизации находился в государственной собственности Свердловской области и состоял в подчинении Агропромышленного комитета Свердловской области.
В акте оценки стоимости имущества от 01.07.1992 г., являющемся приложением N 9 к плану приватизации, спорный объект поименован как спорткорпус.
В имеющееся в деле техническом паспорте БТИ от 25.08.2004 г. спорное здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Титова, 19, литера "1", также указано как спорткорпус.
При этом тот факт, что на момент разграничения права собственности, то есть на момент вступления в законную силу Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, данный объект являлся объектом спорта, участники процесса не отрицали.
В связи с чем, применению подлежит Постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1, а именно п. 2 приложение N 3 к данному Постановлению.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с п. 1.2 распоряжения ГКИ РФ от 05.02.1993 г. N 217 во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1993 г. N 3020-1 комитетами по управлению имуществом городов предписано внести в реестры муниципальной собственности здания, сооружения и нежилые помещения, в том числе встроено-пристроенные, используемые организациями торговли, учреждениями здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.
Пунктом 9 распоряжения Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-рп, которым утверждено положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, предусмотрено, что для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Иные объекты могут быть переданы в муниципальную собственность решением соответствующего Совета народных депутатов республики, края, области, автономной области, автономного округа после передачи их в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 N 3020-1.
В силу указанных положений норм права спорный объект Постановлением главы администрации города Екатеринбурга от 21.04.1995 г. N 279-а был включен в реестр муниципальной собственности. Данное постановление в соответствии с п.9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке определения прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-рп, направлено 28.04.1995 года истцу (правопредшественник - СОКУГИ), о чем свидетельствуют имеющиеся в деле письмо истца N 1487 от 27.04.1995 г., почтовая квитанция от 28.04.1995 г., а также список-реестр заказных писем с указанием адресатов от этого же числа.
Поскольку соответствующих возражений об исключении спорного имущества из указанного перечня в рамках исполнения приложения к Распоряжению Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-р, в порядке, установленном п. 9 Положения об определении пообъектного состава, в двухмесячный срок не поступило, спорный объект не был исключен из перечня помещений, включаемых в муниципальную собственность, и был передан в муниципальную собственность.
В связи с этим, право на спорное недвижимое имущество возникло на основании вышеназванных положений, и подлежало государственной регистрации по желанию правообладателя как ранее возникшее право (ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на Перечень государственных предприятий и организаций, передаваемых в государственную собственность Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства "О передаче государственных предприятий и организаций в государственную собственность Свердловской области" от 19 июня 1994 года N 704, в котором содержится предприятие - Свердловский мясоперерабатывающий комбинат г. Екатеринбург.
Однако данное постановление само по себе не свидетельствует о передаче в государственную собственность Свердловской области вышеописанного спорного объекта недвижимости с учетом состоявшейся приватизации ГП Комбинат мясной "Свердловскмясоагропром", а также вышеописанных положений нормативных правовых актов.
Следует отметить, что 21.09.1999 г. МУГИСО был издан приказ N 588 "О внесении изменений в план приватизации комбината мясного "Свердловскмясоагропром", которым внесены изменения в ранее утвержденный план приватизации комбината мясного "Свердловскмясоагропром" на предмет передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в уставный капитал акционерного общества "Комбинат мясной "Екатеринбургский". Согласно приложению к данному приказу спорткорпус, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Титова, 19, подлежал передаче в муниципальную собственность г. Екатеринбурга.
Несмотря на то, что названный приказ впоследствии был отменен Приказом МУГИСО от 01 сентября 2003 года N 15809, в целом он свидетельствует о признании истцом правомерности включения спорного объекта в муниципальную собственность в течение его действия.
Помимо этого, ответчик в отзыве указывает на пропуск истцом 3-летнего срока исковой давности.
Оценив указанный довод ответчика, суд приходит к следующему.
На основании распоряжения председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом от 15.04.2008 г. N 250а-р из состава местной казны города Екатеринбурга МОУ ДОД "ДЮСШ N 16" на праве оперативного управления передано спорное имущество. Данное третье лицо заключило с Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом дополнительное соглашение от 29.07.2008 г. N 2 к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 11.06.1997 г. N 153-НО о включении в перечень муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МОУ ДОД "ДЮСШ N 16" спорного недвижимого имущества. Имущество передано по акту приема-передачи от 18.04.2008 г. На момент рассмотрения настоящего дела соответствующие документы переданы в УФРС по Свердловской области для государственной регистрации права оперативного управления, о чем свидетельствует расписка от 06.11.2008 г.
Таким образом, спорное имущество выбыло из владения истца, и положения ст. 208 ГК РФ к указанным отношениям неприменимы.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Поскольку заявлен иск о признании недействительным зарегистрированного права и признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества, которое связано с регистрацией данного права, суд считает необходимым исчислять срок исковой давности с момента государственной регистрации права, то есть с 26 апреля 2005 года, следовательно, он истек 28.04.2008 г. (с учетом ст. 193 ГК РФ). В связи с тем, что исковое заявление МУГИСО подано в арбитражный суд 05 сентября 2008 года, срок исковой давности пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований согласно п.2 ст. 199 ГК РФ.
Подтверждением того, что истец должен был узнать о государственной регистрации права ответчика непосредственно в момент таковой являются вышеописанные Постановление главы администрации города Екатеринбурга от 21.04.1995 г. N 279-а, направленное истцу 28.04.1995 г., приказ МУГИСО от 21.09.1999 г. N 588 "О внесении изменений в план приватизации комбината мясного "Свердловскмясоагропром", а также положения ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" об открытости сведений, содержащихся в ЕГРП.
На основании изложенного, поскольку право собственности за ответчиком зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, и срок исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, истцом пропущен, суд в удовлетворении заявленных требований отказывает.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В связи с чем, расходы по государственной пошлине относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 декабря 2008 г. N А60-24052/2008-С4
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2009 г. N Ф09-2821/09-С6 настоящее решение оставлено без изменения