Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 августа 2008 г. N Ф09-5636/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2010 г. N Ф09-2006/10-С6 по делу N А34-2339/2009
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2008 г. N 16076/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Каргапольского района Курганской области (далее - администрация) и Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 06.03.2008) по делу N А34-2814/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 (резолютивная часть от 14.05.2008) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Харлова Л.А. (доверенность от 13.12.2007).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к администрации о признании права федеральной собственности на помещения 3-го этажа под номерами поэтажного плана с 1 по 35 общей площадью 530,8 кв.м административного здания, литера А, расположенные по адресу: Курганская обл., Каргапольский р-н, р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35; о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности муниципального образования "Каргапольский район" Курганской области на здание, расположенное по названному адресу (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области и Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области, который определением от 03.12.2007 был заменен на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 06.03.2008) исковые требования удовлетворены частично. Признано право федеральной собственности на помещения 3-го этажа под номерами поэтажного плана с 1 по 35 общей площадью 530,8 кв.м административного здания, литера А, расположенные по адресу: Курганская обл., Каргапольский р-н, р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35. Признано недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности муниципального образования "Каргапольский район" Курганской области на помещения 3-го этажа под номерами поэтажного плана с 1 по 35 общей площадью 530,8 кв.м административного здания, литера А, расположенные по адресу: Курганская обл., Каргапольский р-н, р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 (резолютивная часть от 14.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение судами п. 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1). Заявитель указывает на необоснованность выводов судов об отсутствии в материалах дела доказательств того, что собственник спорных помещений был определен. По мнению администрации, здание, расположенное по адресу: Курганская обл., Каргапольский р-н, р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35, включая спорные помещения, являлось государственной собственностью и при разграничении собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальную в соответствии с постановлением N 3020-1 было отнесено к муниципальной собственности как нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации). Таким образом, спорные помещения являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что имущество не может быть признано государственным, поскольку постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.1992 N 9-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" в той части имущества, которая на момент издания названного Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен. По мнению департамента, так как спорные помещения не являются государственной собственностью, территориальное управление не является заинтересованным лицом и не имело права подачи искового заявления. Как полагает заявитель, суду следовало применить нормы права, содержащиеся в приложении N 3 к постановлению N 3020-1 и отнести спорный объект к муниципальной собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно акту приемки здания (сооружения) государственной комиссией административное здание, расположенное в с. Каргаполье по ул. Калинина, введено в эксплуатацию государственной приемочной комиссией 30.11.1967 (т. 1, л.д. 148-153).
Решением исполнительного комитета Каргапольского района Совета депутатов трудящихся Курганской области от 26.12.1967 N 304 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию вновь выстроенного административного здания (РК КПСС и райисполкома) в с. Каргаполье (т. 1, л.д. 149).
Между Каргапольским райисполкомом и Курганским обкомом КПСС 29.03.1990 заключен договор (т. 2, л.д. 2) об определении затрат на долевое строительство административного здания по ул. Калинина, 35 в р. пос. Каргаполье, согласно которому стороны пришли к соглашению, что в 1967 г. партийной организацией на долевых началах построено здание Каргапольского райкома КПСС и райисполкома, общей площадью 1770 кв.м со следующими затратами: обком КПСС - 110900 руб., райисполком - 156000 руб. Сторонами достигнуто соглашение о том, что согласно пропорционально вложенным средствам часть здания общей площадью 705 кв.м, в том числе 21 рабочий кабинет площадью 456 кв.м, принадлежит на праве собственности обкому КПСС, а часть здания площадью 1065 кв.м, в том числе 36 рабочих кабинетов площадью 559,1 кв.м, принадлежит на праве собственности райисполкому.
Каргапольским райисполкомом 02.04.1990 выдан государственный акт о закреплении за райкомом КПСС и Каргапольским райисполкомом в бессрочное и бесплатное пользование 0,4 га земель для строительства на паевых началах административного здания, расположенного в р. пос. Каргаполье по ул. Калинина, 35 (т. 2, л.д. 8-10).
Во исполнение постановления правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" администрация за период с марта 2000 г. по март 2006 г. ежегодно представляла в Департамент государственного имущества промышленной политики и потребительского рынка администрации Курганской области обновленные карты учета федерального имущества, находящегося по адресу: Курганская обл., р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, 35, с перечнем федерального имущества. В графе 6 названных перечней имущества (т. 1, л.д. 20, 26, 35) указывалась балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость всего 3-этажного административного здания по адресу: Курганская обл., р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, 35, в графе 7 указанных перечней - площадь третьего этажа, являвшегося собственностью КПСС (т. 1, л.д. 35).
В соответствии с договором от 01.11.2000 N 1023 Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка администрации Курганской области передал администрации здание, являющееся бывшей собственностью КПСС, общей площадью 530,8 кв.м по названному адресу во временное безвозмездное пользование (т. 1, л.д. 15).
Как усматривается из документов, представленных в материалы дела, в порядке, установленном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, в собственность Курганской области спорный объект недвижимости не передавался.
Распоряжением Департамента государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка от 31.03.2000 N 167 имущественный комплекс (бывшее имущество КПСС) по адресу: р.пос. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35 включено в Реестр федерального имущества (т. 1, л.д. 12), что подтверждается свидетельством от 31.03.2000 о внесении в Реестр федерального имущества (т. 1, л.д. 16).
На основании постановления администрации от 11.03.1992 N 124 "О регистрации административного здания на праве муниципальной собственности" на административное здание общей площадью 1803,3 кв.м, литера А, инвентарный номер 1018, расположенное по адресу: Курганская обл., Каргапольский р-н, р. пос. Каргаполье, ул. Калинина, 35, зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования "Каргапольский район" Курганской области (свидетельство о государственной регистрации от 24.11.2006 серии 45 АБ N 105406, т. 1, л.д. 53).
Территориальное управление, полагая, что спорные помещения являются федеральной собственностью, обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды правомерно исходили из следующего.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп (далее - распоряжение N 114-рп). При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению N 3020-1.
Согласно п. 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, в том числе карты учета федерального имущества с перечнем, представляемые администрацией в Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка администрации Курганской области в период с марта 2000 г. по март 2006 г., а также договор от 01.11.2000 N 1023, на основании которого администрации было передано во временное безвозмездное пользование административное здание (бывшая собственность КПСС) общей площадью 530,8 кв.м, расположенное по указанному адресу, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные помещения являются федеральной собственностью.
Довод администрации об отнесении имущества в соответствии с постановлением N 3020-1 к муниципальной собственности как нежилого фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), отклоняется, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе карты учета федерального имущества (т. 1, л.д. 20, 26, 36), договор от 01.11.2000 N 1023 (т. 1, л.д. 15) опровергают данные о том, что имущество было в управлении администрации.
В соответствии с Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденным распоряжением N 114-рп, документом, подтверждающим право муниципальной собственности на государственное имущество до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.
Согласно п. 9 названного порядка объекты, относящиеся к муниципальной собственности в силу приложения N 3 к постановлению N 3020-1 включаются в перечни объектов, которые утверждаются Советом народных депутатов города. Эти перечни регистрируются в Комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Совета народных депутатов области об их передаче или по истечению 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что представленный администрацией перечень был зарегистрирован в Комитете по управлению имуществом.
Поскольку доказательств, подтверждающих возникновение в установленном законом порядке права муниципальной собственности на спорное имущество в материалы дела не представлено, а также учитывая, что в силу п. 3 постановления N 3020-1 до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности, при этом с 2000 г. имущество внесено в Реестр федеральной собственности, суды правомерно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности на спорные помещения и признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности на указанные помещения.
Довод департамента о том, что территориальное управление не является заинтересованным лицом и не имело права подачи искового заявления, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм прав. В соответствии с п. 6.9. постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы вправе обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, в связи с чем территориальное управление является лицом, заинтересованным в исходе дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6.10 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 06.03.2008) по делу N А34-2814/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 (резолютивная часть от 14.05.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Каргапольского района Курганской области и Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод департамента о том, что территориальное управление не является заинтересованным лицом и не имело права подачи искового заявления, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм прав. В соответствии с п. 6.9. постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы вправе обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, в связи с чем территориальное управление является лицом, заинтересованным в исходе дела.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 06.03.2008) по делу N А34-2814/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 (резолютивная часть от 14.05.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Каргапольского района Курганской области и Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2008 г. N Ф09-5636/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника