Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 августа 2008 г. N Ф09-5853/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного унитарного предприятия учреждения УЕ-394/16 Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Управлению исполнения наказаний Республики Башкортостан (далее - заявитель, учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2008 по делу N А07-1253/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к судебному приставу-исполнителю Салаватского Городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Шамсутдинову P.P. (далее - судебный пристав-исполнитель) о снижении размера исполнительского сбора, взысканного судебным приставом-исполнителем на основании постановления от 21.09.2006, до 1 процента от не исполненной в срок суммы, что составляет 8685 руб. 43 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - управление), открытое акционерное общество "Салаватнефтеоргсинтез" (далее - общество, ОАО "Салаватнефтеоргсинтез").
Решением суда первой инстанции от 05.03.2008 (резолютивная часть от 27.02.2008) заявленные требования удовлетворены частично. Размер исполнительского сбора снижен на одну четверть от размера, установленного в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы, что составляет 116442 руб. 63 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявления о снижении размера исполнительского сбора до 1 процента, ссылаясь на неправомерное применение судами к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ). По мнению заявителя, названный закон подлежит применению к тем исполнительным производствам, которые возбуждены после вступления в силу Закона N 229-ФЗ, то есть после 01.02.2008. Кроме того, заявитель указывает на необоснованное исчисление размера исполнительского сбора со всей суммы долга в связи с частичным исполнением исполнительного документа путем проведения взаимозачетов.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2006 N 095673/06 о взыскании с учреждения в пользу ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" долга в размере 2217954 руб. 92 коп. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 07.09.2006 о возбуждении исполнительного производства N 12/13736/202/8/2006.
Поскольку в установленный названным постановлением пятидневный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, учреждением в добровольном порядке не исполнены, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 21.09.2006 о взыскании с учреждения исполнительского сбора в сумме 155256 руб. 84 коп., что составляет 7 процентов от суммы, взыскиваемой по исполнительному документу.
Не согласившись с размером взыскиваемого исполнительского сбора, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении исполнительского сбора до 1 процента от суммы задолженности.
Суды, учитывая имущественное положение должника, специфику его деятельности, степень вины учреждения в неисполнении в срок исполнительного документа, принятие заявителем мер по погашению задолженности, посчитали возможным снизить исполнительский сбор на одну четверть от размера, установленного в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы, что составило 116442 руб. 63 коп.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Из содержания п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П следует, что размер исполнительского сбора, установленный п. 1 ст. 81 Закона N 119-ФЗ, представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким образом, до вступления в действие Закона N 229-ФЗ суды в силу неурегулированности нижней границы, до которой правоприменитель может снизить исполнительский сбор, имели возможность снижать указанный сбор по собственному усмотрению с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Между тем на момент рассмотрения дела в арбитражном суде Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с чем суды правомерно применяли при рассмотрении спора положения Закона N 229-ФЗ, который ограничивает правоприменителя нижним пределом снижения исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования частично, снизив исполнительский сбор на одну четверть от размера, установленного в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы.
Ссылка заявителя на частичное исполнение исполнительного документа судом кассационной инстанции также не принимается, поскольку соглашение N 1 о прекращении взаимных обязательств зачетом на сумму 1349411 руб. 58 коп. принято между учреждением и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" 30.11.2007, то есть после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора. На момент вынесения постановления задолженность существовала в размере 2217954 руб. 92 коп.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2008 по делу N А07-1253/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия учреждения УЕ-394/16 Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Управлению исполнения наказаний Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П следует, что размер исполнительского сбора, установленный п. 1 ст. 81 Закона N 119-ФЗ, представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким образом, до вступления в действие Закона N 229-ФЗ суды в силу неурегулированности нижней границы, до которой правоприменитель может снизить исполнительский сбор, имели возможность снижать указанный сбор по собственному усмотрению с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Между тем на момент рассмотрения дела в арбитражном суде Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с чем суды правомерно применяли при рассмотрении спора положения Закона N 229-ФЗ, который ограничивает правоприменителя нижним пределом снижения исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2008 г. N Ф09-5853/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника