Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6230/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продовольственный союз" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2008 по делу N А71-1482/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, административный орган) от 12.02.2008 N 303 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 11.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 (резолютивная часть от 19.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 14.12.2007 в ходе проверки выполнения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) в принадлежащем ему магазине "Анатолий", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 72, инспекцией установлен факт продажи продавцом-охранником общества Борисовым Н.А. товара (одной бутылки водки "Русь Матушка") без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
По данному факту административным органом 14.12.2007 составлены акт проверки N 684, акт проверки наличных денежных средств кассы, акт проверки выдачи кассовых чеков, протокол об административном правонарушении от 28.12.2007 N 303, на основании которого 12.02.2008 вынесено постановление N303 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из содержания ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ следует, что организации (за исключением кредитных организаций), применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при реализации за наличный денежный расчет одной бутылки водки "Русь Матушка" по цене 101 руб. 60 коп. работником общества Борисовым Н.А. не была применена ККТ.
При этом судами оценен довод общества о том, что продажу данной алкогольной продукции Борисов Н.А. осуществлял от своего имени. Данный довод в ходе рассмотрения спора по существу отклонен. У суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для переоценки указанного обстоятельства.
Допущенные работником общества противоправные виновные действия (бездействие) в данном случае не освобождают само общество от административной ответственности, так как все операции по продаже товаров, осуществляемые в пункте приема платежей, были проведены от его имени, следовательно, именно общество несет ответственность за неприменение ККТ в данном случае.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку им не были приняты меры по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ и соответственно о правомерности действий инспекции по привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса.
Нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности, которые являлись бы достаточными основаниями для признания незаконным оспариваемого постановления, судами не выявлено.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку они являлись предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2008 по делу N А71-1482/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продовольственный союз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
...
Допущенные работником общества противоправные виновные действия (бездействие) в данном случае не освобождают само общество от административной ответственности, так как все операции по продаже товаров, осуществляемые в пункте приема платежей, были проведены от его имени, следовательно, именно общество несет ответственность за неприменение ККТ в данном случае.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку им не были приняты меры по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ и соответственно о правомерности действий инспекции по привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6230/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника