Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 сентября 2008 г. N Ф09-6755/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2007 г. N Ф09-4727/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2008 по делу N А50-1627/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Нестеров К.В. (доверенность от 27.03.2008 N 80).
Представители открытого акционерного общества "Пермский завод "Машиностроитель" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным ненормативного акта инспекции, принятого в виде письма от 28.12.2007 N 10-22/10567.
Решением суда от 08.04.2008 (резолютивная часть от 02.04.2008) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 (резолютивная часть от 11.06.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 693 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 N 842) не предусмотрена возможность реструктуризации задолженности общества в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога, в связи с чем налоговый орган не допускал одностороннего изменения условий реструктуризации задолженности общества, а действовал в рамках законодательства.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Общество полагает, что задолженность по пеням и штрафам стратегических предприятий и организаций перед государственными внебюджетными фондами, администрирование которой осуществляется налоговыми органами, подлежит реструктуризации в полном объеме, ссылаясь при этом на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, данные в письме от 13.03.2008 N 01-СШ/19. По мнению общества, неправомерность невключения налоговым органом спорных платежей в состав реструктуризируемой задолженности подтверждена судебными актами по делу N А50-21321/06 Арбитражного суда Пермской области. Общество считает, что у инспекции отсутствует право принимать решения об изменении порядка проведения реструктуризации, действие которой может быть прекращено в соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 693 при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. 7 данного постановления.
Федеральное государственное предприятие "Пермский завод "Машиностроитель" (правопредшественник общества; далее - предприятие) включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 693 "О реструктуризации задолженности Федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод "Машиностроитель" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" по результатам рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию и заключения Федерального космического агентства (Роскосмос) предприятию было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами.
На основании данного постановления Инспекцией Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми принято решение от 12.12.2006 N 1P "О реструктуризации задолженности Федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод "Машиностроитель" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 N 842 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 693, руководствуясь которыми инспекцией принято решение от 21.12.2007 N 12 "О внесении изменений в решение от 12.12.2006 N 1P".
В соответствии с данным решением в состав реструктуризируемой задолженности общества включены начисленные пени за несвоевременную уплату: единого социального налога, подлежащего зачислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 610793 руб. 15 коп., единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 56729 руб. 02 коп., единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 179910 руб. 58 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 694078 руб. 03 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 6087685 руб. 25 коп., взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 959672 руб. 87 коп., взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 24055729 руб. 93 коп., взносов в фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 355270 руб. 99 коп., взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 171343 руб. 20 коп., взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2630632 руб. 86 коп.
В письме от 28.12.2007 N 10-22/10567 инспекция сообщила обществу о внесении изменений в решение от 21.12.2007 N 12 и об исключении из состава реструктуризируемой задолженности общества пеней, начисленных за несвоевременную уплату: единого социального налога, подлежащего зачислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 610793 руб. 15 коп., единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 56729 руб. 02 коп., единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 179910 руб. 58 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 694078 руб. 03 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 6087685 руб. 25 коп.
Общество, полагая, что решение инспекции, выраженное в письме от 28.12.2007 N 10-22/10567, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того что страховые взносы на обязательное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование уплачиваются в государственные внебюджетные фонды в составе единого социального налога как его соответствующая часть, в связи с чем под страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды необходимо понимать и часть единого социального налога, уплачиваемую в фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С учетом этого суды сделали вывод о том, что спорная задолженность подлежит включению в задолженность по начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами, подлежащую реструктуризации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 693, N 842. Кроме того, суды указали на то, что налоговые органы осуществляют лишь администрирование задолженности, установление оснований для отмены или изменения решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам входит в прерогативу Правительства Российской Федерации, в связи с чем одностороннее изменение условий реструктуризации налоговыми органами является недопустимым.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 N 842 реструктуризации подлежит задолженность общества по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами, за исключением сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом того что страховые взносы на обязательное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование уплачиваются в государственные внебюджетные фонды в составе единого социального налога как его соответствующая часть, не подлежит реструктуризации задолженность общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащим зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, у инспекции не имелось оснований для исключения из состава реструктуризируемой задолженности общества пеней, начисленных за несвоевременную уплату: единого социального налога, подлежащего зачислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суды сделали правильные выводы о том, что у налогового органа отсутствовало право одностороннего изменения условий соглашения о реструктуризации, в связи с чем оспариваемый ненормативный акт инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2008 по делу N А50-1627/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассациоонную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральное государственное предприятие "Пермский завод "Машиностроитель" (правопредшественник общества; далее - предприятие) включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф09-6755/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника