Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 сентября 2008 г. N Ф09-10616/07-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2008 г. N Ф09-3088/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2007 по делу N А76-7759/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 06.03.2007 N 444.
Решением суда от 17.09.2007 заявленные обществом требования удовлетворены. Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции исходил из неправомерности действий налогового органа, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" у общества сохраняются гарантии, установленные данной статьей, в течение первых четырех лет деятельности.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2007 решение отменено. В удовлетворении требований обществу отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2008 в передаче данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, при этом судом указано на возможность пересмотра обжалуемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2007 по делу N А76-7759/07 Арбитражного суда Челябинской области, в котором просит указанное постановление отменить, исходя из того что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 по делу N 17177/07 определена правовая позиция по применению норм права, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2008 заявление общества удовлетворено: постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2007 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2006 г., который исчислен с применением налоговой ставки 2150 руб. за каждый игровой автомат, установленной Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "187-ЗО"
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2004, осуществляет деятельность на основании лицензии по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений N 005320 со сроком действия с 01.09.2004 по 01.09.2009.
На момент регистрации общества действовал Закон Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области". Согласно ст. 2 указанного закона ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат составляла 2150 руб.
Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 407-ОЗ внесены изменения в ст. 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 187-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области" и дополнений в Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области", вступившие в силу с 01.01.2006, в соответствии с которыми ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат была установлена в размере 7500 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Челябинской области от 27 октября 2005 г. следует читать как "407-ЗО"
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8017/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
В связи с тем что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Поскольку по состоянию на ноябрь 2006 г. не истекли четыре года с даты регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия, общество вправе в указанном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его регистрации, то есть в размере 2150 руб. за каждый игровой автомат, и у инспекции не имелось оснований для доначисления налога и вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2007 по делу N А76-7759/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Из изложенного следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 8017/05 и от 10.04.2007 N 13381/06, от 15.04.2008 N 17177/07.
В связи с тем что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф09-10616/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника