Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 октября 2008 г. N Ф09-7117/08-С2
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 3133/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 февраля 2009 г. N 911/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2009 г. N 911/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г N Ф09-9813/08-С2
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф09-5543/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтачевском районе Республики Башкортостан (далее - учреждение, фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2008 по делу N А07-15488/07.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От учреждения и от третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей, которые подлежат удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель государственного учреждения "Балтачевский лесхоз Республики Башкортостан" (далее - лесхоз, плательщик) в судебное заседание не явился.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с лесхоза пеней в сумме 45867 руб. 48 коп., начисленных за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии (с учетом уточнения заявленного требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) за период с 01.05.2005 по 21.06.2007.
Решением суда от 21.03.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом суд исходил из того, что у лесхоза имеется переплата по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и поэтому оснований для взыскания с плательщика суммы пеней не имеется.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), указывая на то, что учреждение не может самостоятельно произвести зачет спорных пеней, а налоговый орган утратил возможность самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
На основании ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Согласно ст. 2 Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 1 и 2 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченные федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 5 ст. 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у лесхоза имеется переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, превышающая задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату взносов на страховую часть пенсии.
Указанную переплату налоговый орган вправе самостоятельно зачесть в счет погашения недоимки по пеням в порядке календарной очередности, что не противоречит также п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
Таким образом, поскольку переплата по страховым взносам объективно существует и превышает сумму задолженности по пеням, а зачет произведен не был, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления учреждения.
Кроме того, заявителем при предъявлении требований о взыскании пени не учитывается, что им также должны соблюдаться совокупные сроки, установленные ст. 48, 70 Кодекса (Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07), которые в настоящем деле явно нарушены.
Довод учреждения о том, что налоговый орган утратил возможность самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, отклоняется ввиду недоказанности.
Что касается необходимости расчета с бюджетом Пенсионного фонда правопреемником лесхоза - ГУП РБ "Лесцентр", то доказательства реорганизации лесхоза учреждением в материалы дела не представлены, оснований для переименования ответчика у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2008 по делу N А07-15488/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтачевском районе Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у лесхоза имеется переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, превышающая задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату взносов на страховую часть пенсии.
Указанную переплату налоговый орган вправе самостоятельно зачесть в счет погашения недоимки по пеням в порядке календарной очередности, что не противоречит также п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
Таким образом, поскольку переплата по страховым взносам объективно существует и превышает сумму задолженности по пеням, а зачет произведен не был, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления учреждения.
Кроме того, заявителем при предъявлении требований о взыскании пени не учитывается, что им также должны соблюдаться совокупные сроки, установленные ст. 48, 70 Кодекса (Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07), которые в настоящем деле явно нарушены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2008 г. N Ф09-7117/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника