Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 сентября 2008 г. N Ф09-6992/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бон Суаре" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2008 по делу N А71-3182/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 (резолютивная часть от 28.07.2008) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) от 01.04.2008 N 71 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 (резолютивная часть от 28.07.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Кодекса, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией 25.03.2008 проведена проверка требований законодательства по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в принадлежащем обществу бильярдном клубе бара "Бон Суаре", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Раскольникова, д. 115/г.
В ходе проверки инспекцией установлен факт реализации работником общества (официантом Глуховой Н.Г.) за наличный денежный расчет водки "Ледник" в количестве 100 гр. и сока "Добрый" в количестве 1000 гр., а также услуг по предоставлению бильярдного стола для игры на один час на общую сумму 272 руб. без применения ККТ. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.03.2008 N 109.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 26.03.2008 N 58 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 01.04.2008 N 71 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Ответственность за продажу товаров в организациях торговли, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от его имени, следовательно, принимая на работу сотрудника, общество несет ответственность за неприменение им ККТ.
Доказательств невозможности соблюдения требований Закона N 54-ФЗ и принятия всех необходимых и достаточных мер, направленных на предупреждение правонарушения, обществом в материалы дела не представлено.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что на момент проверки работник общества Глухова Н.Г. осуществила наличный денежный расчет с покупателем (в счет оплаты заказа на сумму 272 руб. получила от покупателя 302 руб. и сдала ему сдачу в размере 30 руб.), однако ККТ при этом не была применена.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2008 по делу N А71-3182/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 (резолютивная часть от 28.07.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бон Суаре" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что вина общества проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
...
Доказательств невозможности соблюдения требований Закона N 54-ФЗ и принятия всех необходимых и достаточных мер, направленных на предупреждение правонарушения, обществом в материалы дела не представлено.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что на момент проверки работник общества Глухова Н.Г. осуществила наличный денежный расчет с покупателем (в счет оплаты заказа на сумму 272 руб. получила от покупателя 302 руб. и сдала ему сдачу в размере 30 руб.), однако ККТ при этом не была применена.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2008 г. N Ф09-6992/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника