Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 октября 2008 г. N Ф09-7622/08-С4
Дело N А71 -2922/2008-Г10
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2008 г. N 16175/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-7622/08-С4 отказано в разъяснении настоящего постановления
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2008 по делу N А71-2922/2008-Г10 по иску товарищества собственников жилья "Наш городок" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республики, Удмуртской Республике в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, третье лицо - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска, о взыскании 149421 руб. 24 коп.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики - Викулова М.В. (доверенность от 21.07.2008 N 21).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Товарищество собственников жилья "Наш городок" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики, третье лицо - Управления социальной защиты населения администрации г. Ижевска, о взыскании 149421 руб. 24 коп. убытков, возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в 2006 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе 90340 руб. 80 коп. по льготам, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах", и 59080 руб. 44 коп. по льготам, предусмотренным Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определениями суда от 06.05.2008, от 29.05.2008, от 25.06.2008 произведена замена третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации г. Ижевска на правопреемника - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска; к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республики; произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Удмуртской Республики на Удмуртскую Республику в лице Министерства финансов Удмуртской Республики и в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Решением суда от 10.07.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Наш городок" взыскано 59080 руб. 44 коп. убытков, возникших ввиду невозмещения льгот, предоставленных в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и 1778 руб. 20 коп. в возмещение расходов по госпошлине; с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу товарищества собственников жилья "Наш городок" взыскано 90340 руб. убытков, возникших ввиду невозмещения в льгот, предоставленных в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и 2710 руб. 22 коп. в возмещение расходов по госпошлине. В удовлетворении иска к Удмуртской Республике в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республики, просит отменить решение суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 59080 руб. 44 коп. убытков и 1778 руб. 20 коп. в возмещение госпошлины, Министерство финансов Удмуртской Республики просит отменить решение суда в части взыскания с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики 90340 руб. убытков.
Министерство финансов Российской Федерации ссылается на неправильное применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду того, что в материалах дела отсутствуют доказательства незаконности действий Министерства финансов Российской Федерации и его вины в возникновении у истца убытков; считает, что убытки истца возникли в результате его бездействия (нарушения установленного порядка возмещения льгот, а именно незаключения своевременно соответствующего договора и непредставления всех необходимых документов). Кроме того, считает неправомерным взыскание с Министерства финансов Российской Федерации 1778 руб. 20 коп. госпошлины.
Министерство финансов Удмуртской Республики ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком, поскольку расходы в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" подлежат возмещению за счет федерального бюджета, все выделенные средства федерального бюджета в виде субвенций израсходованы по целевому назначению; считает, что истцом в нарушение Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21, не заключены соответствующие договоры, не предоставлены все необходимые документы для возмещения предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В отзыве Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики поддерживает доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья "Наш городок" в отзыве на кассационные жалобы просит оставить без изменения решение суда, кассационные жалобы - без удовлетворения, указывая на то, что неоднократно в период с января по март 2006 г. обращался в Управление по социальной защите населения с заявлением на заключение договора, однако в заключении договора было отказано ввиду того, что все средства на возмещение расходов по предоставлению льгот на 2006 г. распределены; факт предоставления льгот на сумму 149421 руб. 24 коп. гражданам, проживающим в домах товарищества, подтвержден актами от 15.12.2006, подписанными Управлением по социальной защите населения, которые являются основанием для возмещения понесенных товариществом расходов по предоставлению льгот.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Наш городок" в течение 2006 г. предоставляло отдельным категориям граждан, проживающим в домах товарищества, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде 50-процентной оплаты, предоставление которых предусмотрено Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В подтверждение факта предоставления льгот в сумме 149421 руб. 24 коп. истцом в материалы дела представлены счета-квитанции на оплату коммунальных услуг от физических лиц, акты сверки за период с января по декабрь 2006 г. списков "Ветеранов труда Российской Федерации", получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155, подписанные Управлением по социальной защите населения администрации г. Ижевска, согласно которым льготы предоставлены на сумму 90340 руб. 80 коп., и акты сверки списков отдельных (федеральных) категорий граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21, о предоставлении льгот на общую сумму 59080 руб. 44 коп., также подписанные Управлением по социальной защите населения администрации г. Ижевска.
Ссылаясь на то, что Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики необоснованно отказалось возместить расходы истца по предоставлению в 2006 г. льгот на сумму 149421 руб. 24 коп. и полагая, что у товарищества собственников жилья "Наш городок" образовались убытки в названной сумме, последнее на основании ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против исковых требований, ответчики указывают на то, что убытки возникли у истца в результате его бездействия, поскольку истцом не был заключен соответствующий договор о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот на жилищно-коммунальные услуги, заключение которого предусмотрено Положением о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155, и Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21.
Исследовав доводы и возражения сторон, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в их обоснование доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению, поскольку факт наличия невозмещенных расходов по предоставлению льгот на основании Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 149421 руб. 24 коп., являющихся для истца убытками, подтвержден надлежащими доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования в части 59080 руб. 44 коп. убытков, возникших ввиду невозмещения льгот, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации, в части 90340 руб. убытков, возникших ввиду невозмещения льгот, предоставленных в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", за счет казны Удмуртской Республики, суд исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела, в то время как субъект Российской Федерации - Удмуртская Республика и Российская Федерация не исполнили свои обязанности по компенсации соответствующих затрат товариществу собственников жилья "Наш городок".
Выводы суда являются правильными.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" от 23.12.2004 N 89-РЗ установлено в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предоставление скидки 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. N 155 утверждено Положение "О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В соответствии с названным Положением финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда производится Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 8 названного Положения организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года - до 20 декабря представляют в уполномоченные органы, заверенные руководителем и главным бухгалтером списки граждан с указанием категории, основания предоставления мер социальной поддержки и размера занимаемой площади, а также счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Судом установлено, что акты сверки за 2006 г. списков ветеранов труда Российской Федерации, которым были предоставлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 90340 руб., подписаны начальником Управления по социальной защите населения администрации г. Ижевска и были представлены истцом в уполномоченный орган 15.12.2006. В отчете Управления по социальной защите населения администрации г. Ижевска по состоянию на 01.01.2007 отражена кредиторская задолженность в сумме 90 340 руб. перед товариществом собственников жилья "Наш городок" по счету бюджетного учета. Истец обращался в марте 2006 г. за заключением соответствующего договора, но ему было отказано со ссылкой на то, что на момент обращения все бюджетные средства, выделенные на 2006 г., распределены предприятиям и организациям, предоставляющим льготы на основании Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установив данные обстоятельства, руководствуясь ст. 10, 22 Федерального закона "О ветеранах", ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии доказательств погашения задолженности по предоставленным истцом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мерам социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, данная задолженность в качестве убытков истца подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики.
Ссылка Министерства финансов Удмуртской Республики на то, что оно не является надлежащим ответчиком, не принимается как противоречащая нормам ст. 10, 22 Федерального закона "О ветеранах", ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Наш городок" в 2006 г. при взимании платы за жилье и коммунальные услуги учитывало льготу, предусмотренную Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для соответствующих категорий граждан.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В соответствии с названным Законом правительство Удмуртской Республики постановлением от 14.02.2005 N 21 утвердило Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласно которому уполномоченные органы проводят с организациями сверку списков граждан, которым меры социальной поддержки были предоставлены, по результатам сверки составляется акт, подтверждающий сумму, подлежащую возмещению, в соответствии с которым производиться возмещение расходов организаций за счет средств субвенций.
Таким образом, указанные льготы предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательство полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что представленные в материалы дела счета-квитанции на оплату коммунальных услуг от физических лиц и акты сверки списков отдельных (федеральных) категорий граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21, подписанные Управлением по социальной защите населения администрации г. Ижевска, подтверждают факт предоставления истцом льгот на общую сумму 59080 руб. 44 коп.
Принимая во внимание то, что выделенные в 2006 г. бюджетные средства были распределены предприятиям, оказывавшим услуги с предоставлением льгот, без учета истца, предоставлявшего в 2006 г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно пришел к выводу о том, что заявленная сумма 59080 руб. 44 коп. является убытками истца, причиненными ему неправомерными действиями государственных органов, которые при формировании бюджета на 2006 г. не учли потребности субъекта федерации в полном объеме, в связи с чем требования истца должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о выполнении им своих обязанностей в полном объеме в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2006 год не может быть принят во внимание. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Доводы заявителей кассационных жалоб о несоблюдении истцом установленного порядка для получения компенсации выпадающих доходов ввиду незаключения им соответствующего договора были предметом рассмотрения суда и обоснованно им отклонены со ссылкой на то, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в возмещении расходов по предоставлению льгот.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на неправомерное взыскание с него госпошлины по иску не принимается.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, в данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком по делу. Следовательно, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию с него в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2008 по делу N А71-2922/2008-Г10 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с названным Законом правительство Удмуртской Республики постановлением от 14.02.2005 N 21 утвердило Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласно которому уполномоченные органы проводят с организациями сверку списков граждан, которым меры социальной поддержки были предоставлены, по результатам сверки составляется акт, подтверждающий сумму, подлежащую возмещению, в соответствии с которым производиться возмещение расходов организаций за счет средств субвенций.
...
Судом установлено, что представленные в материалы дела счета-квитанции на оплату коммунальных услуг от физических лиц и акты сверки списков отдельных (федеральных) категорий граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 21, подписанные Управлением по социальной защите населения администрации г. Ижевска, подтверждают факт предоставления истцом льгот на общую сумму 59080 руб. 44 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2008 г. N Ф09-7622/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника