Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 октября 2008 г. N Ф09-7726/08-С1
Дело N А34-520/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2009 г. N 1141/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 1141/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 1141/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2008 по делу N А34-520/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Кокшарова С.В. (доверенность от 09.01.2008); прокурора Курганской области (далее - прокурор) - Федоровская Н.М. (удостоверением 167573).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту экономического развития и инвестиций Курганской области (далее - департамент) о признании незаконными действий департамента в части разрешения в лицензии N 542 от 19.07.2007 обществу осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазинах расположенных на семи автозаправочных станциях (далее - АЗС) и автогазозаправочной станции (далее - АГЗС): АЗС-21 по адресу: Курганская обл. р.пос. Варгаши, трасса "Байкал", 300 км; АЗС-3 по адресу: г. Курган, 8-й мкр. пр. Илизарова; АЗС-10 по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, д. 376; АГЗС-2 по адресу: г. Курган, ул. Омская, д. 74; АЗС-6 по адресу: г. Курган, переезд Галкинский, д. 6; АЗС-1 по адресу: Курганская обл., г. Щучье, трасса "Байкал" АЗС-4 по адресу: Курганская обл., г. Макушино, кольцевая развязка трассы Макушино-Частоозерье-Бердюжье; АЗС-26 по адресу: Курганская обл. р.п. Каргаполье, ул. Грейдерная. Прокурор просил обязать департамент устранить нарушение положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) исключив указанные выше магазины из перечня объектов, в которых обществу на основании лицензии N 542, выданной департаментом 19.07.2007, разрешено осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор уточнил нормативные основания заявленного требования (т. 3, л.д. 44-47).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением суда от 04.05.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в ноябре-декабре 2007 года прокурором проведена проверка территориально обособленных объектов - АЗС, АГЗС, принадлежащих обществу, на предмет исполнения законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции (акты проверок от 07.12.2007 - т. 1, л.д. 134, от 29.11.2007 - т. 1, л.д. 144, 151, от 07.12.2007 - т. 2, л.д. 18, от 07.12.2007 - т. 2, л.д. 92-94).
В ходе проверки установлен факт осуществления обществом розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности на вышеперечисленных АЗС, АГЗС.
Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется обществом на основании лицензии N 542, выданной департаментом 19.07.2007.
На основании постановления администрации (правительства) Курганской области от 24.01.2006 N 28 "Об уполномоченном органе, осуществляющем лицензирование деятельности по розничной продаже алкогольной продукции" департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим деятельность по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
Обществу 19.07.2007 департаментом выдана лицензия N 542, разрешающая осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без ограничений, т.е. в том числе и алкогольной продукции крепостью свыше 15 процентов на указанных выше обособленных объектах.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в арбитражный суд с требованием о признании незаконными указанных действий департамента.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что ограничения на реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции распространяются на реализацию алкогольной продукции в принадлежащих обществу АЗС и АГЗС.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
По смыслу данной статьи перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
Понятие источника повышенной опасности определено ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ (ст. 2 указанного Закона).
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подп. "в" п. 1 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ).
Как видно из Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, и соответствующих норм Закона N 116-ФЗ (подп. "в" п. 1 приложения N 1), эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Следовательно, вывод судов о том, что АЗС и АГЗС относятся к источникам повышенной опасности, является обоснованным.
Ссылки общества на приказ Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности", приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 N 130 "Об отмене приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 N 389 "Об утверждении Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре", а также на постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 631 "О внесении изменения в положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов" и постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменения в Положение о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов", в соответствии с которыми АЗС выведены из перечня объектов, для деятельности которых необходима лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, в связи с чем данные объекты не относятся к источникам повышенной опасности, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку названные акты касаются особенностей лицензирования указанных объектов. Однако критерии отнесения объекта к категории опасных производственных, а также правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ. Положения данного Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации (ст. 1 Закона N 116-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 1 имеется в виду абзац 2 преамбулы указанного Закона
При этом п. 1.3 решения Курганской городской Думы от 21.11.2007 N 293 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции" установлен запрет на осуществление розничной продажи спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов в местах нахождения источников повышенной опасности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что у общества отсутствует право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на АЗС, АГЗС, и обоснованно указали на то, что действия департамента по выдаче обществу лицензии в части разрешения осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции крепостью выше 15 процентов противоречат требованиям, определенным ч. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ.
Доводы заявителя о пропуске прокурором трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии полномочий у прокурора на подачу названного заявления рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка общества на то, что в заявлении прокурора не указано, какие права и интересы нарушены оспариваемыми действиями департамента, является необоснованной, поскольку требования к оформлению заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указанные в ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурором соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2008 по делу N А34-520/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки общества на приказ Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности", приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 N 130 "Об отмене приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 N 389 "Об утверждении Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре", а также на постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 631 "О внесении изменения в положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов" и постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменения в Положение о лицензировании эксплуатации пожароопасных производственных объектов", в соответствии с которыми АЗС выведены из перечня объектов, для деятельности которых необходима лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, в связи с чем данные объекты не относятся к источникам повышенной опасности, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку названные акты касаются особенностей лицензирования указанных объектов. Однако критерии отнесения объекта к категории опасных производственных, а также правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ. Положения данного Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации (ст. 1 Закона N 116-ФЗ).
При этом п. 1.3 решения Курганской городской Думы от 21.11.2007 N 293 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции" установлен запрет на осуществление розничной продажи спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов в местах нахождения источников повышенной опасности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что у общества отсутствует право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на АЗС, АГЗС, и обоснованно указали на то, что действия департамента по выдаче обществу лицензии в части разрешения осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции крепостью выше 15 процентов противоречат требованиям, определенным ч. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2008 г. N Ф09-7726/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника