Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 октября 2008 г. N Ф09-7857/08-С6
Дело N А76-1360/2008
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1706/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-1360/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Компания "Квант" (далее - общество "Компания "Квант") - Ловкина А.В. (доверенность от 01.10.2008);
администрации - Недотко Ю.В. (доверенность от 14.12.2007).
Общество "Компания "Квант" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в нарушении порядка оформления акта от 02.02.2004 N 02-000613-2004 выбора земельного участка и согласования границ земельного участка для строительства автозаправочной станции по ул. Хохрякова с учетом внесения в него последующих изменений постановлением главы г. Челябинска от 12.08.2004 N 1414-п; о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет по управлению имуществом), выразившихся в нарушении сроков согласования границ земельного участка для его последующего кадастрового учета распоряжением от 16.10.2007 N 1126-п, а также о признании незаконным решения администрации от 04.12.2007 N 10-689/07-1-1 об отказе в предоставлении обществу "Компания "Квант" земельного участка для строительства автозаправочной станции по ул. Хохрякова, возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 74:36:02 10 001:0025 для строительства автозаправочной станции на основании договора аренды (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска.
Определением суда от 08.04.2008 Комитет по управлению имуществом исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение администрации от 04.12.2007 N 10-689/07-1-1 об отказе обществу "Компания "Квант" в предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции по ул. Хохрякова, на администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2034 кв.м, кадастровый номер 74:36:02 10 001:0025 обществу "Компания "Квант" для строительства автозаправочной станции по ул. Хохрякова в Тракторозаводском районе г. Челябинска. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в нарушении порядка оформления акта от 02.02.2004 N 02-000613-2004 предварительного выбора земельного участка и согласования границ земельного участка для строительства автозаправочной станции по ул. Хохрякова с учетом внесения последующих изменений постановлением от 12.08.2004 N 1414-п; а также о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом, выразившихся в нарушении сроков согласования границ земельного участка для его последующего кадастрового учета, отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения администрации от 04.12.2007 N 10-689/07-1-1 об отказе в предоставлении земельного участка и обязания устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка, постановление суда апелляционной инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судами п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, постановлением главы г. Челябинска от 11.07.2002 N 938-п обществу "Компания "Квант" был предоставлен в аренду земельный участок для строительства временной некапитальной автозаправочной станции по ул. Рождественского в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
Впоследствии Постановлением главы г. Челябинска от 04.02.2003 N 131-п постановление от 11.07.2002 N 938-п отменено, указанный выше земельный участок изъят в связи с необходимостью выполнения реконструкции путепровода по ул. Рождественского в г. Челябинска.
Постановлением главы г. Челябинска от 02.02.2004 N 163-п утвержден акт выбора земельного участка N 02-000613-2004 площадью 0,1630 га и предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции по ул. Хохрякова в Тракторозаводском районе г. Челябинска обществу "Компания "Квант". Срок действия акта ограничен тремя годами.
При этом обществу "Компания "Квант" было предписано разработать проект застройки коммунально-складской зоны в границах ул. Хохрякова, согласовать и утвердить в установленном порядке, а также разработать проект автозаправочной станции в соответствии с условиями акта выбора земельного участка и на основании согласованного проекта оформить документы о предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции.
Постановлением главы г. Челябинска от 12.08.2004 N 1414-п в указанный акт выбора были внесены изменения, площадь земельного участка была увеличена с 0,1630 га до 0,2635 га.
Новый акт выбора земельного участка с ситуационным планом и проектом границ земельного участка, учитывающими изменение площади земельного участка, изготовлен и направлен в адрес общества не был.
Письмом от 23.01.2007 N 2 общество "Компания "Квант" обратилось в администрацию с заявлением об оформлении документов о предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции в соответствии с согласованным и утвержденным проектом "Автозаправочная станция по ул. Хохрякова в Тракторозаводском районе".
Кроме того, письмом от 24.01.2007 N 4 общество обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, ул. Хохрякова.
Распоряжением заместителя главы г. Челябинска - председателя Комитета по управлению имуществом от 16.10.2007 N 1126-м был утвержден проект границ земельного участка по ул. Хохрякова в Тракторозаводском районе города Челябинска площадью 2034 кв.м с целью дальнейшей подготовки правоустанавливающих документов для строительства автозаправочной станции.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, обществу "Компания "Квант" 26.10.2007 выдан кадастровый план земельного участка площадью 2034 кв.м с кадастровым номером 74:36:02 10 001:0025.
Общество "Компания "Квант" 15 ноября 2007 вновь обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции.
Письмом от 04.12.2007 N 10-6789/07-1-1 администрация сообщила обществу "Компания "Квант" об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в соответствии с актом выбора N 02-000613-2004 в связи с постановкой на государственный кадастровый учет указанного земельного участка после истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Общество "Компания "Квант", полагая, что данный отказ администрации противоречит требованиям действующего земельного законодательства, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение администрации об отказе обществу "Компания "Квант" в предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 4); с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 5).
Из материалов дела следует, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка заявителю разрешался с применением процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации; решение о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела усматривается, что к первоначально утвержденному акту выбора земельного участка от 02.02.2004 N 02-000613-2004 были приложены ситуационный план и проект границ земельного участка.
Между тем площадь испрашиваемого обществом для строительства земельного участка была увеличена постановлением главы г. Челябинска от 12.08.2004 N 1414-п до 0,2635 га, что повлекло существенное изменение схемы расположения земельного участка на местности и необходимость изготовления нового проекта границ земельного участка с целью проведения кадастрового учета.
Вместе с тем доказательств изготовления нового акта выбора земельного участка с ситуационным планом и проектом границ земельного участка и направления его в адрес общества "Компания "Квант" в материалах дела не имеется.
При рассмотрении спора судами было установлено, что заявление об утверждении проекта границ спорного земельного участка, а также заявление о предоставлении обществу земельного участка были поданы обществом "Компания "Квант" до истечения трехлетнего срока действия постановления от 02.02.2004 N 163-п об утверждении акта выбора земельного участка.
Однако вследствие необоснованного длительного рассмотрения Комитетом по управлению имуществом заявления общества (более восьми месяцев) кадастровый план земельного участка был получен заявителем уже после истечения срока действия акта выбора земельного участка - 26.10.2007.
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка после истечения срока действия акта выбора земельного участка была произведена не по вине общества "Компания "Квант".
Установив данные обстоятельства и учитывая, что причиной отказа администрации в предоставлении обществу земельного участка для строительства явилось истечение трехлетнего срока действия акта выбора земельного участка на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, какие-либо иные основания отказа администрацией не приведены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали названное решение администрации незаконным, в связи с чем в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации обязали администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
Иные доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-1360/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства и учитывая, что причиной отказа администрации в предоставлении обществу земельного участка для строительства явилось истечение трехлетнего срока действия акта выбора земельного участка на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, какие-либо иные основания отказа администрацией не приведены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали названное решение администрации незаконным, в связи с чем в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации обязали администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-1360/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2008 г. N Ф09-7857/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника