Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 ноября 2008 г. N Ф09-3438/08-С3
Дело N А07-2504/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3438/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2008 по делу N А07-2504/08.
Представители государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" (далее - предприятие), Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан и инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения ""Специализированный лесопарковый лесхоз", а при недостаточности его денежных средств с собственников имущества: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан задолженности, в том числе по налогам в сумме 17111 руб. и по пеням в сумме 16 718 руб. 67 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом в соответствии с правилами, установленными ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена федерального государственного учреждения "Специализированный лесопарковый лесхоз" его правопреемником - государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан "Лесцентр".
Решением суда от 17.07.2008 (резолютивная часть от 25.06.2008) заявленные требования удовлетворены частично: с предприятия взыскана задолженность по пеням в сумме 1849 руб. 94 коп.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению налогового органа, сроки на обращение в суд с заявлением о взыскании сумм налогов им соблюдены. В частности, инспекция указывает на соблюдение шестимесячного срока в отношении задолженности в сумме 9456 руб. 04 коп., предъявленной в связи с неисполнением требования от 31.10.2007 N 31145 со сроком исполнения до 22.11.2007 (срок на обращение в суд, установленный ст. 48 Кодекса, истекает 22.05.2008, инспекция обратилась 07.03.2008).
Как следует из материалов дела, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с предприятия, а при недостаточности его денежных средств с собственников имущества: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, задолженности по налогам в общей сумме 17 111 руб., в том числе по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 9456 руб., налогу на прибыль в сумме 2757 руб., транспортному налогу в сумме 4898 руб.; по пеням в общей сумме 16 718 руб. 67 коп. , в том числе пеням по ЕСН в сумме 63 руб. 08 коп. , по налогу на имущество в сумме 4448 руб. 37 коп. , по налогу на прибыль в сумме 3450 руб. 08 коп., по транспортному налогу в сумме 8757 руб. 14 коп.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из пропуска инспекцией срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок.
На основании п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 239 указанного Кодекса
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 48 Кодекса установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные ст. 70 Кодекса.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Однако судом исследованы не все обстоятельства дела, в частности, не установлено соблюдение инспекцией шестимесячного срока, установленного ст. 48 Кодекса, в отношении задолженности в сумме 9456 руб. 04 коп. , предъявленной в связи с неисполнением требования от 31.10.2007 N 31145.
При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2008 по делу N А07-2504/08 отменить в части отказа во взыскании единого социального налога в сумме 9456 руб. 04 коп.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 48 Кодекса установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные ст. 70 Кодекса.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Однако судом исследованы не все обстоятельства дела, в частности, не установлено соблюдение инспекцией шестимесячного срока, установленного ст. 48 Кодекса, в отношении задолженности в сумме 9456 руб. 04 коп. , предъявленной в связи с неисполнением требования от 31.10.2007 N 31145."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф09-3438/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника