Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8330/08-С1
Дело N А60-8685/08
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2008 г. N А60-15226/2008-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее -федеральная служба, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 по делу N А60-8685/08 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители: федеральной службы - Орехов Н.А. (доверенность от 30.10.2008 N 100; открытого акционерного общества "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (далее - общество) - Каюрин А.Ю. (доверенность от 19.03.2008 N 14), Сосиновский С.В. (доверенность от 23.05.2008 N 36).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления федеральной службы от 02.04.2008 N 26 (903-08/2.19) о прекращении производства по делу об административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 23.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 решение суда отменено. Оспариваемое постановление федеральной службы признано незаконным и отменено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, федеральная служба просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон), Положения о раскрытии информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), Кодекса. Федеральная служба считает, что ею соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 26.02.2008 федеральной службой на основании заявления Рысева В.Е. проведены мероприятия по контролю за соблюдением обществом порядка раскрытия информации в сети Интернет.
В ходе проверки установлено, что опубликованный обществом список аффилированных лиц на дату окончания 4-го квартала 2007 г. содержит недостоверную информацию, поскольку в него не включен ряд лиц, являющихся аффилированными по отношению к обществу, а именно: Юренкова Н.Е., общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - ООО "Альтернатива").
Тем самым, по мнению федеральной службы, обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
По данному факту федеральной службой составлен протокол от 26.02.2008 об административном правонарушении. На основании данного протокола вынесено постановление от 02.04.2008 N 26 (03-08/2.19), которым производство по делу об административном правонарушении в отношении общества прекращено в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения и ограничено устным замечанием.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и правильного применения федеральной службой положений ст. 2.9 Кодекса.
Отменяя решение суда и признавая оспариваемое постановление незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, и необоснованном рассмотрении дела судом первой инстанции в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, апелляционный суд посчитал, что федеральной службой был нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 92 Закона открытое общество обязано раскрывать, в частности, годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг предусмотрена обязанность эмитента осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании п. 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500 либо неограниченному кругу лиц (п. 5.1 Положения).
Из указанного следует, что общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно п. 8.5.1 Положения акционерные общества раскрывают информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Пунктом 8.5.4 Положения установлено, что акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
На основании п. 8.5.5 Положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу ч. 4 ст. 93 Закона общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом аффилированными лицами юридического лица являются: член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлены требования, согласно которым хозяйственное общество и физическое лицо признаются группой лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 Кодекса нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа.
Юренкова Н.Е., являясь матерью Мешорер Е.А. - супруги генерального директора общества в силу п. 14 ст. 9 Закона N 135-ФЗ не входит в группу лиц по признакам, предусмотренным п. 1-13 ст. 9 данного Закона, в связи с чем правильно применив нормы права, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Юренкова Н.Е. не является афиллированным лицом общества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты 1-13, 14 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Верен также вывод апелляционного суда о том, что основанием для характеристики отношений между аффилированными лицами является способность оказывать влияние на предпринимательскую деятельность.
Доказательств осуществления влияния Юренковой Н.Е. на экономическую деятельность общества административным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильным является вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах федеральной службой неправомерно прекращено производство по делу по нереабилитирующим основаниям - в связи с признанием совершенного административного правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).
Обстоятельства установления федеральной службой аффилированности ООО "Альтернатива" административным органом в порядке кассационного производства не обжалуются.
Вывод апелляционного суда о рассмотрении дела судом первой инстанции с нарушениями норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обоснован, поскольку предметом рассмотрения являлось постановление федеральной службы от 02.04.2008 N 26 (03-08/2.19) о прекращении производства по делу, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не устанавливал вопросы порядка привлечения общества к административной ответственности.
Между тем ошибочные выводы апелляционного суда в данной части не привели к принятию неправильного решения по делу.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 по делу N А60-8685/08 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 Кодекса нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа.
Юренкова Н.Е., являясь матерью Мешорер Е.А. - супруги генерального директора общества в силу п. 14 ст. 9 Закона N 135-ФЗ не входит в группу лиц по признакам, предусмотренным п. 1-13 ст. 9 данного Закона, в связи с чем правильно применив нормы права, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Юренкова Н.Е. не является афиллированным лицом общества.
...
Доказательств осуществления влияния Юренковой Н.Е. на экономическую деятельность общества административным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильным является вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах федеральной службой неправомерно прекращено производство по делу по нереабилитирующим основаниям - в связи с признанием совершенного административного правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8330/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника