Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2008 г. N Ф09-8609/08-С4
Дело N А71-3820/2008-А17
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Прокурора Удмуртской Республики и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А71-3820/2008-А17 по заявлению Прокурора Удмуртской Республики к Инспекции Федеральной налоговой службы по Авиастроительному району г. Казани (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике, заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Приемный пункт" (далее - общество), о признании недействительной государственной регистрации изменений о месте нахождения общества, внесенных в его учредительные документы.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - Насыров P.P. (доверенность от 18.03.2008 N 05-10/11490),
Прокурора Удмуртской Республики - Войнов О.А., заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе, удостоверение N 162429.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Прокурор Удмуртской Республики обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнений), в котором просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан по государственной регистрации изменений в учредительные документы общества в связи со сменой его местонахождения, содержащихся в записи от 06.05.2005 за государственным номером 2051645008480, и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за номером 2051645008480 от 06.05.2005.
Решением суда от 07.07.2008 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В жалобах, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Прокурор Удмуртской Республики и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике просят решение суда первой инстанции оставить в силе, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм, содержащихся в ст. 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). По мнению заявителей кассационных жалоб, в случае обнаружения после регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, факта недостоверности сведений, указанных в заявлении, данная регистрация должна быть признана недействительной. Кроме того, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике считает, что юридическое лицо умышленно предоставляет недостоверные сведения о своем месте нахождения с целью уклонения от обязанности по уплате налогов, нахождение в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений не позволяет осуществлять надлежащим образом налоговый контроль.
Как следует из материалов дела, 05.05.2005 общество обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части изменения сведений о месте нахождения общества - 426004 Удмуртская Республика г. Ижевск ул. К. Либкнехта д. 20.
Регистрирующим органом зарегистрированы вышеназванные изменения, внесенные в учредительные документы общества; в Единый государственный реестр юридических лиц 06.05.2005 внесена соответствующая запись за номером 2051645008480 об изменении сведений о месте нахождения общества; в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации регистрационное дело было направлено в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике.
Получив на свой запрос ответ из Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска от 13.08.2007 N 01-07/3056 об отсутствии дома N 20 по адресу: г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике обратилась в Прокуратуру Удмуртской Республики с заявлением от 05.02.2008, в котором просит, в том числе решить вопрос о признании недействительной записи 2051645008480, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, связанной со сменой юридического адреса общества.
Прокуратура Удмуртской Республики, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан по государственной регистрации изменений в учредительные документы общества в связи со сменой его местонахождения, содержащихся в записи от 06.05.2005 за государственным номером 2051645008480, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за номером 2051645008480 от 06.05.2005. В обоснование данного заявления Прокуратура Удмуртской Республики ссылается на то, что регистрация произведена на основании недостоверных сведений, указанных заявителем.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что для государственной регистрации обществом были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Закона о регистрации, оснований, предусмотренных ст. 23 Закона о регистрации для отказа в регистрации, не имелось.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации названным Законом не предусмотрено.
Установив, что обществом в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в ст. 17 Закона о регистрации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 указанного Закона, не имелось, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что предоставление недостоверных сведений о местонахождении юридического лица является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, не принимаются.
По смыслу Закона о регистрации достоверность представляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, который, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает указанные обстоятельства.
Представление для государственной регистрации недостоверных сведений влечет ответственность заявителя и юридического лица в соответствии со ст. 25 Закона о регистрации.
Учитывая, что в силу Закона о регистрации обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации, а также то, что данный Закон не содержит положений, закрепляющих право регистрирующих органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно, в связи с чем основания, предусмотренные ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными действий по государственной регистрации, отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А71-3820/2008-А17 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы Прокурора Удмуртской Республики и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации названным Законом не предусмотрено.
Установив, что обществом в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в ст. 17 Закона о регистрации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 указанного Закона, не имелось, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно.
...
По смыслу Закона о регистрации достоверность представляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, который, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает указанные обстоятельства.
Представление для государственной регистрации недостоверных сведений влечет ответственность заявителя и юридического лица в соответствии со ст. 25 Закона о регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2008 г. N Ф09-8609/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника