Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 декабря 2008 г. N Ф09-4002/08-С1
Дело N А34-4695/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2009 г. N Ф09-4002/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Финансового управления Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.07.2008 по делу N А34-4695/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - казначейство) - Рунц Э.Ю. (доверенность от 09.01.2008 N 37).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Управление обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий казначейства, выразившихся в принятии исполнительного листа Шумихинского районного суда Курганской области от 26.06.2007, в направлении уведомления от 29.08.2007 N 43-06-36/2376 о поступлении исполнительного листа, в обязании предоставления информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы областного бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года и платежного поручения на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного листа.
В качестве третьего лица привечен Алексеев Александр Романович.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 15.01.2008 производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 определение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2008 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит решение суда первой инстанции от 04.07.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.09.2008 отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Шумихинским районным судом Курганской области вынесено решение, о взыскании с управления в пользу физических лиц задолженности по компенсации расходов на топливо за 2003 г. на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании названного решения Шумихинским районным судом Курганской области выдан исполнительный лист от 26.06.2007, который направлен для исполнения в казначейство.
Казначейство 29.08.2007 направило в адрес заявителя уведомление N 43-06-36/2376 о поступлении исполнительного листа, в котором указало на необходимость представить в срок не позднее 12.09.2007 информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы областного бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного листа.
Не согласившись с действиями казначейства, полагая, что такие действия являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оспариваемыми действиями нарушения прав и законных интересов управления как субъекта хозяйственно-экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что управление является органом исполнительной власти Курганской области и одновременно бюджетным учреждением, обладающим правами юридического лица, и финансируемого за счет средств областного бюджета. Как бюджетному учреждению заявителю в казначействе открыт лицевой счет получателя средств областного бюджета.
В силу положений ст. 239 Кодекса обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 4 ст. 242.2 Кодекса в случае взыскания с муниципальных образований денежных сумм в возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, исполнительный документ направляется в финансовый орган муниципального образования.
При этом положения ст. 242.2 Кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям (п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Таким образом, исполнительный лист на взыскание за счет казны Курганской области должен быть предъявлен в финансовый орган Курганской области.
Судами на основании материалов дела установлено, что в решении Шумихинского районного суда Курганской области от 26.06.2007 и выданном им исполнительном листе в качестве должника указано управление, в связи с чем, действия казначейства, направленные на исполнение управлением данного исполнительного листа являются правомерными. Исполнение исполнительного листа фактически произведено за счет средств бюджета Курганской области.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что действия казначейства соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы управления.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что управлением при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачена не была и ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 1000 руб. до окончания кассационного производства, государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с управления в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.07.2008 по делу N А34-4695/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Взыскать с Финансового управления Курганской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 4 ст. 242.2 Кодекса в случае взыскания с муниципальных образований денежных сумм в возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, исполнительный документ направляется в финансовый орган муниципального образования.
При этом положения ст. 242.2 Кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям (п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 декабря 2008 г. N Ф09-4002/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника