Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9461/08-С6
Дело N А34-828/07
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.06.2008 по делу N А34-828/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства Курганской области - Котович С.С., (доверенность от 11.07.2008 N 01-18);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Фоминых О.А. (доверенность от 09.01.2008 N 04-01-04);
Управления государственной службы занятости населения Курганской области, государственного учреждения "Центр занятости населения г. Кургана" (далее - учреждение "ЦЗН г. Кургана"), государственного учреждения "Центр занятости населения Варгашинского района" (далее - учреждение "ЦЗН Варгашинского района"), государственного учреждения "Центр занятости населения Каргапольского района" (далее - учреждение "ЦЗН Каргапольского района"), государственного учреждения "Центр занятости населения Катайского района" (далее - учреждение "ЦЗН Катайского района"), государственного учреждения "Центр занятости населения Куртамышского района" (далее -учреждение "ЦЗН Куртамышского района") - Аветесьян A.M. (доверенности от 12.12.2008 N 03/1673, от 10.12.2008 N 253, от 10.12.2008 б/н, от 10.12.2008 N 46, от 10.12.2008 N 155, от 10.12.2008 N 970 соответственно).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Правительство Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области, далее - территориальное управление) по непередаче в полном объеме в собственность Курганской области имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области, а именно: административного здания под литерой А общей площадью 2933,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 186; административного здания под литерой А общей площадью 222,6 кв.м, расположенного по адресу: Курганская область, Варгашинский район, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, 72; административного здания под литерой А общей площадью 337,9 кв.м, расположенного по адресу: Курганская область, Каргапольский район, р. п. Каргаполье, ул. Ленина, 23; нежилых помещений в здании площадью 444,6 кв.м, расположенных по адресу: Курганская область, Катайский район, г. Катайск, ул. Лопатина, 11; нежилого помещения, вставка РПУБО под литерой Д общей площадью 500,2 кв.м (номера на поэтажном плане: подвал 1-3, 4; 1 этаж 1-8; 2 этаж 1-7; 3 этаж 1-4), расположенного по адресу: Курганская область, г. Куртамыш, пр. Ленина, 14а; административного здания с пристроем общей площадью 1656 кв.м, расположенного по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 190; помещений в здании крытой стоянки под литерой Б общей площадью 110,4 кв.м (номера на поэтажном плане: на первом этаже 1-5), расположенных по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 190; здания хозблока под литерой В общей площадью 83,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 190. Заявитель просит обязать территориальное управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о передаче в полном объеме в собственность Курганской области названного выше имущества учреждения "ЦЗН г. Кургана", учреждения "ЦЗН Варгашинского района", учреждения "ЦЗН Каргапольского района", учреждения "ЦЗН Катайского района", учреждения "ЦЗН Куртамышского района, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области, учреждение "ЦЗН г. Кургана", учреждение "ЦЗН Варгашинского района", учреждение "ЦЗН Каргапольского района", учреждение "ЦЗН Катайского района", учреждение "ЦЗН Куртамышского района, Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области (далее - регистрационная служба).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 06.06.2008 (резолютивная часть от 30.05.2008) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на ненадлежащую оценку судами обстоятельств по делу, неправильное применение положений ст. 12, 57, 58, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с признанием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено судами, во исполнение Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" Федеральной службой по труду и занятости был издан приказ от 27.10.2006 N 274 "О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости", а также приказ от 15.12.2006 N 328 "О внесении изменений в приказ Федеральной службой по труду и занятости от 27.10.2006 N 274".
Указом губернатора Курганской области от 22.12.2006 N 323 "Об управлении государственной службы занятости населения Курганской области" в структуру исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, включено управление государственной службы занятости населения Курганской области.
На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости и указа губернатора Курганской области Управление федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области с 01.01.2007 реорганизовано путем преобразования в орган государственной власти Курганской области - Управление государственной службы занятости населения Курганской области.
Постановлением администрации Курганской области от 25.12.2006 N 500 утверждено Положение об управлении государственной службы занятости населения Курганской области, согласно которому последнее является учредителем всех государственных учреждений занятости населения Курганской области. Управление и государственные учреждения центры занятости населения Курганской области с 01.01.2007 выполняют те же полномочия в том же объеме, что и ранее (до 01.01.2007).
Согласно поручению N 01-07/27463 "О передаче полномочий по принятию решения о передаче государственных учреждений службы занятости в собственность субъекта Российской Федерацию", направленному территориальному управлению 27.11.2006, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом на основании обращения Роструда от 21.11.2006 N 3848-ТЗ о согласии на передачу в государственную собственность Курганской области государственных учреждений (центров занятости населения), находящихся в ведении Роструда, поручило территориальному управлению в двухдневный срок принять решение о передаче данных учреждений в государственную собственность Курганской области, издав соответствующее распоряжение согласно прилагаемой форме.
Территориальным управлением 08.12.2006 принято распоряжение N 1232 "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области".
Указанное распоряжение с передаточным актом направленно в адрес губернатора Курганской области с сопроводительным письмом от 11.12.2006 N 08-01/5733 в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества".
Перечисленные документы поступили в Правительство Курганской области 13.12.2006. Распоряжением территориального управления от 08.12.2006 N 1232 осуществлена безвозмездная передача государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) как имущественных комплексов в государственную собственность субъекта - Курганской области - согласно приложениям N 1 и 2 к данному распоряжению.
В Правительство Курганской области 12.01.2007 поступил утвержденный территориальным управлением в одностороннем порядке акт приема-передачи имущества государственных учреждений занятости (центров занятости населения) и распоряжение от 10.01.2007 N 3 "Об исключении из реестра федерального имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) как имущественных комплексов в связи с передачей в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области".
Приложение N 2 содержит перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным учреждениям службы занятости (центрам занятости населения), передаваемым из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области. При этом площади недвижимого имущества, указанные в графе "Индивидуализирующие характеристики имущества" приложения N 2 и в графе "Наименование объекта недвижимости с указанием индивидуализирующих характеристик" приложения к акту приема-передачи от 10.01.2007 в строках: учреждение "ЦЗН г. Кургана", учреждение "ЦЗН Варгашинского района", учреждение "ЦЗН Каргапольского района", учреждение "ЦЗН Катайского района", учреждение ЦЗН Куртамышского района" не соответствуют размерам площадей имущества, находившегося в оперативном управлении у центров занятости населения.
Арбитражным судом Курганской области по делу N А34-8076/2006 удовлетворено заявление учреждения "ЦЗН Куртамышского района" о признании недействительным распоряжения территориального управления от 30.11.2006 N 1187 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (учреждение "ЦЗН Куртамышского района)" в редакции распоряжения от 04.12.2006 N 1229 "О внесении дополнений в распоряжения территориального управления от 30.11.2006 N 1179, 1186, 1187, 1188, 1189".
Решением арбитражного суда по делу N А34-8077/2006 по заявлению учреждения "ЦЗН Каргапольского района" признано недействительным распоряжение территориального управления от 30.11.2006 N 1188 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (учреждение "ЦЗН Каргапольского района") в редакции распоряжения от 04.12.2006 N 1229 "О внесении дополнений в распоряжение территориального управления от 30.11.2006 N 1188" как изданное в нарушение требований п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела N А34-8052/2006 удовлетворено заявление учреждения "ЦЗН г. Кургана" о признании недействительным распоряжения территориального управления от 30.11.2006 N 1179 "Об изъятии федерального имущества у учреждения "ЦЗН г. Кургана" и закреплении его на праве оперативного управления за Государственной инспекцией труда Курганской области и Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области" как несоответствующего требованиям Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 N 513 в редакции распоряжения от 04.12.2006 N 1229 "О внесении дополнений в распоряжения территориального управления от 30.11.2006 N 1179, 1186, 1187, 1188, 1189".
По делу N А34-8051/2006 по заявлению учреждения "ЦЗН Варгашинского района" признано недействительным распоряжение территориального управления от 30.11.2006 N 1189 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (учреждение "ЦЗН Варгашинского района)" в редакции распоряжения от 04.12.2006 N 1229 "О внесении дополнений в распоряжения территориального управления от 30.11.2006 N 1179, 1186, 1187, 1188, 1189", а по делу N А34-8074/2006 удовлетворено заявление Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области о признании недействительным распоряжения N 1180 от 30.11.2006 "Об изъятии федерального имущества у Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области и закреплении его на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области"". Также по заявлению учреждения "ЦЗН Катайского района" признано недействительным распоряжение территориального управления от 30.11.2006 N 1186 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (учреждение "ЦЗН Катайского района)" в редакции распоряжения от 04.12.2006 N 1229 (дело N А34-8075/2006).
Постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда решения Арбитражного суда Курганской области по делам N А34-8076/2006, А34-8077/2006, А34-8052/2006, А34-8051/2006, А34-8074/2006, А34-8075/2006 оставлены без изменения.
Решениями Арбитражного суда Курганской области по делам N A34-8074/2006 и А34-8051/2006 установлено, что территориальному управлению было известно о реорганизации Федеральной службы по труду и занятости и необходимости передачи соответствующих имущественных комплексов в собственность субъекта Российской Федерации.
Территориальное управление, не оформив передачу в собственность области государственных учреждений (центров занятости) и закрепленного за ним имущества, осуществило изъятие у государственных учреждений части находящегося в их оперативном управлении имущества и распорядительным актом от 08.12.2006 N 1232, являющимся основанием для возникновения у Курганской области права собственности на передаваемое имущество, передало в собственность области центры занятости, перечисленные в приложении N 1 к этому распоряжению с имуществом (приложение N 2) не в полном объеме.
Заместитель руководителя направил территориальному управлению указание "О принятии решений о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации" от 15.02.2007 N СС-07/3652 с требованием в срок до 30.03.2007 принять решение о передаче объектов имущества в собственность субъектов Российской Федерации для осуществления последними переданных полномочий.
Данное указание в полном объеме исполнено не было, что и послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, пришли к правильному выводу о том, что бездействие территориального управления, которое выразилось в непередаче в полном объеме в собственность Курганской области имущества, находившегося в оперативном управлении государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области, не соответствует требованиям закона (Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с признанием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий") и нарушает права и законные интересы Курганской области. В связи с изложенным судами правомерно удовлетворены заявленные требования (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суды обоснованно исходили из того, что Российской Федерацией в лице уполномоченного органа было принято решение о безвозмездной передаче в государственную собственность Курганской области государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), расположенных на территории Курганской области, как имущественных комплексов, со всеми правами и обязанностями, а также закрепленным за ним имуществом в полном объеме. Передача федерального имущества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Территориальным управлением принято распоряжение от 08.12.2006 N 1232 "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области". Однако в подп. 1, 4, 7 приложения N 2 к данному распоряжению в столбце "наименование имущества" указаны нежилые помещения в административном здании (литера А); в подп. 8 в столбце "наименование имущества" указано - нежилые помещения в здании; в подп. 9 в столбце "наименование имущества" указано - нежилые помещения во вставке РПУБО (литера Д). Площади передаваемого имущества указаны, но конкретные помещения в административных зданиях, здании, вставке РПУБО, подлежащих передаче, не названы, что не соответствует требованиям п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации". Следовательно, такое имущество нельзя признать переданным.
Кроме того, материалами дела подтверждается тот факт, что по распоряжению N 1232 от 08.12.2006 часть имущества, находившегося в оперативном управлении государственных учреждений службы занятости, передана не была.
Таким образом, поручение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.11.2006 N 01-07/27463 "О передаче полномочий по принятию решения о передаче государственных учреждений службы занятости в собственность субъекта Российской Федерацию" и указание от 15.02.2007 N СС-07/3652 "О принятии решений о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации" исполнены территориальным управлением не в полном объеме.
Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены.
При названных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.06.2008 по делу N А34-828/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальным управлением принято распоряжение от 08.12.2006 N 1232 "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области". Однако в подп. 1, 4, 7 приложения N 2 к данному распоряжению в столбце "наименование имущества" указаны нежилые помещения в административном здании (литера А); в подп. 8 в столбце "наименование имущества" указано - нежилые помещения в здании; в подп. 9 в столбце "наименование имущества" указано - нежилые помещения во вставке РПУБО (литера Д). Площади передаваемого имущества указаны, но конкретные помещения в административных зданиях, здании, вставке РПУБО, подлежащих передаче, не названы, что не соответствует требованиям п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации". Следовательно, такое имущество нельзя признать переданным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2008 г. N Ф09-9461/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника