Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 января 2009 г. N Ф09-9311/08-С6
Дело N А47-7316/2007
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2009 г. N Ф09-9311/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N 3486/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2008 по делу N А47-7316/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 20 мин. 11 января 2009 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги") - Цильке Д.В. (доверенность от 30.04.2008 N НЮ-46/119).
Общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность 45 жилых домов, находящихся на балансе общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, и обязании администрации принять жилой фонд в муниципальную собственность.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования, исключив из числа передаваемых жилых домов полностью приватизированные жилые дома и квартиры в домах.
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом по Самарской области, Министерство природных ресурсов Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.07.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным как не соответствующее ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бездействие администрации в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность 35 жилых домов, находящихся на балансе общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги, расположенных в г. Бугуруслане, и обязал администрацию принять указанные жилые дома в муниципальную собственность, за исключением приватизированных жилых помещений.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и неправильное применение ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции подп. 4 ст. 31 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, утвердившего Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Заявитель считает, что администрация не уклоняется от обязанности принять в муниципальную собственность спорный жилой фонд, а своими действиями предлагает предоставить пакет документов в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судами, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта создано общество "Российские железные дороги".
На балансе Куйбышевского филиала общества "Российские железные дороги" числится жилой фонд, находящийся на территории муниципального образования "Город Бугуруслан".
Распоряжением от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в муниципальную собственность (приложение N 1 к распоряжению).
Согласно приложению N 1 к распоряжению от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р в данный перечень включены жилые дома, находящиеся в г. Бугуруслане.
В заявлении указаны как жилые дома, подлежащие передаче в муниципальную собственность в соответствии с названным распоряжением, так и жилые дома, не включенные в распоряжение.
Администрация отказалась принять жилые дома в муниципальную собственность, поскольку отсутствует решение представителя собственника федерального имущества - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о передаче федерального имущества в муниципальную собственность.
Полагая, что действия администрации противоречат действующему законодательству, общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ее бездействия.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р, п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 на администрацию возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность жилого фонда, не включенного в состав имущества общества "Российские железные дороги".
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению имуществом (Росимущество).
Между тем судами не дана должная правовая оценка факту отсутствия решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, выводы судов о том, что имущество поступает в муниципальную собственность в силу прямого указания закона и обязанность администрации по принятию данного имущества не обусловлена дополнительными обстоятельствами, основан на неполном исследовании значимых для дела обстоятельств.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем обстоятельствам дела и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2008 по делу N А47-7316/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению имуществом (Росимущество)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2009 г. N Ф09-9311/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника