Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9844/08-С6
Дело N А60-8164/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2209/10-С6 по делу N А60-26502/2009-С5
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2009 г. N 17АП-8979/08
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2008 г. N 17АП-8979/08
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2008 г. N А60-12137/2008-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Датиашвили Нодари Семеновича на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А60-8164/08 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации Верхнесалдинского городского округа - Синельникова А.Н. (доверенность от 11.11.2008 N 1 -2302);
предпринимателя Датиашвили Н.С. - Сурис Е.О., Карпунина Ю.В. (доверенность от 13.11.2008 N 1453).
Представитель Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа (далее - комитет), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.
Индивидуальный предприниматель Датиашвили Нодари Семенович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная, изложенного в письме главы Верхнесалдинского городского округа от 10.01.2008 N 1-19; обязании органа местного самоуправления устранить нарушение его прав и законных интересов путем обеспечения выбора земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная в г. Верхняя Салда, для строительства офисно-гостиничного здания; утверждения проекта границ указанного земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2008 (резолютивная часть от 11.07.2008) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным изложенный в письме от 10.01.2008 N 1-19 отказ органа местного самоуправления - главы Верхнесалдинского городского округа Косилова И.Б. - в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная в г. Верхняя Салда, обязал орган местного самоуправления - главу Верхнесалдинского городского округа Косилова И.Б. - обеспечить выбор земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная в г. Верхняя Салда для строительства офисно-гостиничного здания; утвердить проект границ данного земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объект.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 (резолютивная часть от 30.09.2008) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель Датиашвили Н.С. просит постановление отменить, решение оставить в силе. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции нарушены требования ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3-10 Порядка действий органов местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа по предоставлению земельных участков в пользование и собственность, утвержденного решением Верхнесалдинского городского округа от 24.04.2007 N 25.
Как установлено судами, 25.10.2007 в газете "Салдинские вести", являющейся изданием администрации муниципального образования "Верхнесалдинский район", опубликована информация комитета о предстоящем строительстве офисно-гостиничного здания на земельном участке площадью 1150 кв.м , расположенном в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная. В сообщении предложено обращаться с вопросами и предложениями по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, 46, кааб. 22 (комиссия по выбору земельных участков под строительство).
Предприниматель Датиашвили Н.С. 06.11.2007 обратился к главе Верхнесалдинского городского округа, председателю комиссии по выбору земельных участков под строительство с заявлением о предоставлении для строительства гостиничного комплекса земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивной.
Глава Верхнесалдинского городского округа в письме от 07.12.2007 сообщил заявителю о том, что предоставить запрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как предоставление земельного участка для строительства будет осуществляться с проведением процедуры выбора земельного участка для строительства (предварительное согласование); по существующему генеральному плану города гостиничный комплекс в этом месте не предусмотрен; для внесения изменений в генеральный план города необходимо провести публичные слушания; на публичные слушания вопрос о внесении изменений в генеральный план города будет выноситься по инициативе лица, первым обратившегося в администрацию для предоставления участка под строительство; в случае принятия положительного решения по внесению изменений в генплан будет проведена процедура выбора участка и земельный участок будет предоставлен именно лицу, ранее обратившемуся за предоставлением земли.
Предприниматель Датиашвили Н.С. 12.12.2007 вновь обратился к главе Верхнесалдинского городского округа с заявлением о проведении выбора земельного участка площадью примерно 1150 кв.м, расположенного в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивной, и предварительном согласовании места размещения офисно-гостиничного здания с последующим представлением этого земельного участка в аренду сроком на 5 лет, приложил копию ситуационного плана.
В письме от 10.01.2008 N 1-19 глава Верхнесалдинского городского округа отказал предпринимателю Датиашвили Н.С. в представлении земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 07.12.2007.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, изложенным в письме от 10.01.2008, предприниматель Датиашвили Н.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка от 06.11.2007 и 12.12.2007 соответствовали требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому отказ, изложенный в письме от 10.01.2008 N 1-19, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, признавая решение суда подлежащим отмене, указал следующее.
Как видно из материалов дела, первоначально с заявлением о выделении земельного участка под высотное офисно-гостиничное здание по адресу в районе д. 11 корп. 2 по ул. Спортивная, г. Верхняя Салда, в администрацию городского округа обратился Семенцов В.С. (27.03.2007), что в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации послужило основанием для публикации в газете "Салдинские вести" от 25.10.2007 информации о предстоящем строительстве.
Также 23.11.2007 с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства по названному выше адресу в орган местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа обратились Эвинян С.А. и Васильевых А.Н.
Таким образом, на момент обращения Датиашвили Н.С. (06.11.2007 и 07.12.2007) уже имелось заявление Семенцова В.С. о предоставлении спорного земельного участка, следовательно, предоставление предпринимателю Датиашвили Н.С. земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта без проведения торгов не соответствовало бы положениям пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушало права и законные интересы других лиц, обратившихся с аналогичными заявлениями в орган местного самоуправления.
При этом суд указал, что не имеет значения то обстоятельство, кто из лиц, подавших заявление о предоставлении земельного участка, обратился ранее, поскольку при наличии более чем одной заявки орган местного самоуправления обязан провести торги по предоставлению права на земельный участок, учитывая интересы всех заинтересованных лиц. Кроме того, принятие решения в пользу заявителя при таких обстоятельствах приведет к ограничению конкуренции и ущемлению интересов остальных предпринимателей, подавших заявку на предоставление земельного участка на праве аренды (ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать правильными, они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в частности ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной нормой установлена возможность предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства зданий, строений, сооружений, т.е. без проведения торгов, в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в период подачи предпринимателем Датиашвили Н.С. заявления и отказа заинтересованного лица, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Суд первой инстанции, проанализировав заявления предпринимателя Датиашвили Н.С. от 06.11.2007 и 12.12.2007, в которых последний просил о представлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, пришел к правильному выводу о том, что данные заявления соответствуют требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, содержат необходимые сведения, соответственно, заинтересованное лицо должно было обеспечить выбор земельного участка.
При этом суд обоснованно отклонил довод администрации Верхнесалдинского городского округа о том, что при предоставлении предпринимателю Датиашвили Н.С. спорного земельного участка без проведения торгов могут быть нарушены требования пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на данный земельный участок имелись несколько заявок, и ссылку на ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Суд верно указал, что предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на торгах, кроме случая, установленного подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых к передаче земельных участков в случае, если имелась только одна заявка.
Поскольку публикация в газете "Салдинские вести" от 25.10.2007 не является публикацией о проведении торгов в отношении спорного земельного участка, так не содержит предусмотренных подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации сведений о предполагаемой передаче земельного участка на тогах, а следовательно, не является доказательством соблюдения заинтересованным лицом порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования, установленного подп. 3 п. 4 ст. 30 названного кодекса, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленные другими лицами заявления не являются заявками на участие в торгах.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признаны подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, изложенного в письме от 10.01.2008 N 1-19, в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса в районе дома N 11 корпус 2 по ул. Спортивная в г. Верхняя Салда и обязании органа местного самоуправления обеспечить выбор названного земельного участка для строительства офисно-гостиничного здания.
Выводы суда первой инстанции в данной части следует признать правильными.
Решение вопроса об утверждении границ земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта находится в компетенции органа местного самоуправления и принимается при наличии иных необходимых условий, поэтому решение суда в данной части противоречит ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявления в этой части следует отказать.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - изменению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А60-8164/08 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2008 по данному делу - изменить.
Абзац третий резолютивной части изложить в следующей редакции: "Обязать орган местного самоуправления - главу Верхнесалдинского городского округа - от имени администрации обеспечить выбор земельного участка площадью 1150 кв.м, расположенного в районе д. N 11 корп. 2 по ул. Спортивная в г. Верхняя Салда, для строительства офисно-гостиничного здания. В остальной части в удовлетворении заявления - отказать".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку публикация в газете "Салдинские вести" от 25.10.2007 не является публикацией о проведении торгов в отношении спорного земельного участка, так не содержит предусмотренных подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации сведений о предполагаемой передаче земельного участка на тогах, а следовательно, не является доказательством соблюдения заинтересованным лицом порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования, установленного подп. 3 п. 4 ст. 30 названного кодекса, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленные другими лицами заявления не являются заявками на участие в торгах.
...
Решение вопроса об утверждении границ земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта находится в компетенции органа местного самоуправления и принимается при наличии иных необходимых условий, поэтому решение суда в данной части противоречит ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявления в этой части следует отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9844/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника