Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 января 2009 г. N Ф09-10183/08-С2
Дело N А50-3379/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Попова Виктора Федоровича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2008 по делу N А50-3379/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Попов Виктор Федорович (предъявлен паспорт).
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 14.08.2007 N 6132, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки, которым налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 г., начислены соответствующие пени и наложен штраф за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о завышении амортизационных начислений, включенных в состав профессионального налогового вычета, по автомобилю PEUGEOT 407 ST COMFORT, культиватору КОН - 2.8 и трактору МТЗ - 82, а также по иной сельскохозяйственной технике, зданиям и сооружениям (картофелехранилище, гараж, ангарный склад, материальный склад).
Инспекция пришла к выводу о занижении предпринимателем налоговой базы по НДФЛ в связи с неверным определением суммы амортизационных отчислений в результате включения НДС в первоначальную стоимость основных средств.
Решением суда от 23.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признано обоснованным применение профессионального налогового вычета по автомобилю PEUGEOT 407 ST COMFORT, культиватору КОН - 2.8 и трактору МТЗ - 82. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, суды согласились с выводами, сделанными налоговым органом в оспариваемом решении.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению положений ст. 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), высказанной в постановлении Президиума от 11.11.2008 N 7307/08, в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и противоречий в представленной налоговой декларации, основания для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов у инспекции отсутствуют.
Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 Кодекса, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, с 01.01.2007 новая редакция ст. 88 Кодекса ограничила права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Материалами дела подтверждается, что ни акт налоговой проверки, ни решение налогового органа о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не содержат сведений о выявленных ошибках в представленной налогоплательщиком декларации по НДФЛ за 2006 г., что исключает возможность запрашивать у него документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.
В то же время из оспариваемого решения налогового органа следует, что указанные в нем выводы сделаны на основании представленных предпринимателем по требованию налогового органа документов в обоснование права на применение профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговой декларации по НДФЛ за 2006 г., либо в связи с их непредставлением.
Кроме того, предоставление плательщику НДФЛ права на получение профессиональных налоговых вычетов, определенных п. 1 ст. 221 Кодекса, не предполагает в качестве условия получения вычетов предварительную проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки.
Решение инспекции, принятое по результатам камеральной проверки декларации по НДФЛ за 2006 г., противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика и подлежит признанию недействительным.
Учитывая наличие таких обстоятельств, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворить кассационную жалобу предпринимателя и изменить решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2008 по делу N А50-3379/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по тому же делу.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2008 по делу N А50-3379/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по тому же делу изменить, заявление индивидуального предпринимателя Попова Виктора Федоровича удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 16 по Пермскому краю от 14.08.2007 N 6132.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 16 по Пермскому краю от 14.08.2007 N 6132 в пользу индивидуального предпринимателя Попова Виктора Федоровича расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 100 руб., по апелляционной жалобе - 50 руб., по кассационной жалобе - 50 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Попову Виктору Федоровичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 950 руб., излишне уплаченную по чеку - ордеру от 28.10.2008 N 22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается, что ни акт налоговой проверки, ни решение налогового органа о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не содержат сведений о выявленных ошибках в представленной налогоплательщиком декларации по НДФЛ за 2006 г., что исключает возможность запрашивать у него документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.
В то же время из оспариваемого решения налогового органа следует, что указанные в нем выводы сделаны на основании представленных предпринимателем по требованию налогового органа документов в обоснование права на применение профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговой декларации по НДФЛ за 2006 г., либо в связи с их непредставлением.
Кроме того, предоставление плательщику НДФЛ права на получение профессиональных налоговых вычетов, определенных п. 1 ст. 221 Кодекса, не предполагает в качестве условия получения вычетов предварительную проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10183/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника