Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 февраля 2009 г. N Ф09-7040/07-С6
Дело N А47-4521/2007
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2008 г. N 15889/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2008 г. N Ф09-4901/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2007 г. N Ф09-7040/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Волжско-Уральское Строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.09.2008 по делу N А47-4521/2007.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Военного комиссариата Оренбургской области (далее - комиссариат) - Белоусова Т.В. (доверенность от 14.12.2008).
Предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области (далее - территориальное управление), комиссариату с иском о признании недействительным права оперативного управления комиссариата на объект недвижимого имущества - двухэтажное административное здание, литера А1, расположенное по адресу: г. Оренбург, пер. Матросский, д. 4, и прекращении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.01.2007 N 56-56-01/179/2006-208 о государственной регистрации права оперативного управления на названный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.09.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации" просит отменить обжалуемый судебный акт, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что спорное здание согласно Уставу предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" включено в перечень имущества, переданного названному предприятию на праве хозяйственного ведения. Передача имущества оформлена актом приема-передачи, подписанным руководителем Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области. По мнению предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации", в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 1 ст. 199, п. 1 ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на данное имущество возникло у него с момента фактической передачи имущества (то есть с 2003 года), с указанного времени здание числится на балансе заявителя.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации" создано на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 N 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации". Устав и приложение N 1 к нему, согласно которым спорное недвижимое имущество передано предприятию "ВУСУ МО Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения, утверждены приказом начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25.12.2003 N 285 (т. 1, л.д. 16, 47).
Согласно балансовой справке предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" административное здание УНР (г. Оренбург, пер. Матросский, N 4/1) находится на балансе предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации", которое осуществляет функции балансодержателя спорного здания (балансовая справка; т. 1, л.д. 65).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2005 по делу N А55-11809/2004-13 в отношении предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" введена процедура внешнего управления, решением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2006 по тому же делу данное предприятие признано банкротом (т. 1, л.д. 96-99).
Предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации" 11.01.2006 обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права Российской Федерации и права хозяйственного ведения данного предприятия на административное здание, литера АА1, расположенное по адресу: г. Оренбург, пер. Матросский, д. 4/1. Регистрирующим органом 12.12.2006 отказано названному предприятию в осуществлении государственной регистрации права хозяйственного ведения по причине непредставления достаточных документов для проведения государственной регистрации (т. 1, л.д. 14).
Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области 15.01.2007 на основании распоряжений территориального управления от 19.06.2006 N 723-р, от 30.08.2006 N 1146-р зарегистрировано право оперативного управления комиссариата на объект недвижимости - двухэтажное административное здание, литера АА1, расположенное по адресу: г. Оренбург, пер. Матросский, д. 4 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним серии 56 АА N 292858; т. 1,л.д. 13).
Предприятие "ВУСУ МО Российской Федерации", ссылаясь на то, что спорное здание передано ему в хозяйственное ведение до издания распоряжений территориального управления от 19.06.2006 N 723-р, от 30.08.2006 N 1146-р, решений об изъятии спорного объекта недвижимости собственником имущества в лице территориального управления не принималось, территориальное управление с 28.11.2005 не вправе было распоряжаться указанным имуществом, принадлежащим предприятию "ВУСУ МО Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу п. 1 ст. 299, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия, если собственником в отношении этого имущества принято решение о закреплении его за предприятием на указанном праве.
Как установлено судом, собственником спорного объекта недвижимости является Российская Федерация.
Исходя из п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, абз. 5 п. 9 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, суд сделал вывод, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Оренбургской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Судебными актами по делу N А47-4217/2007 в удовлетворении требований предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" о признании неправомерными распоряжений территориального управления от 19.06.2006 N 723-р, от 30.08.2006 N 1146-р отказано, при этом судами установлено, что право хозяйственного ведения предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" на спорное имущество подлежало государственной регистрации, вместе с тем документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения, либо документы-основания, позволяющие говорить о наличии права, возникшего до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствуют.
Судами дана оценка Уставу предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации", приложению N 1 к нему, инвентарной карточке учета объекта основных средств, счетам-фактурам и платежным поручениям об оплате тепловой энергии, водоснабжения, на которые ссылалось данное предприятие в обоснование своих требований.
В связи с указанными обстоятельствами судами сделан вывод о том, что спорное имущество до распоряжения им территориальным управлением предприятию "ВУСУ МО Российской Федерации" не принадлежало; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200, Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, территориальное управление в рамках своей компетенции осуществило распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, закрепив спорный объект недвижимого имущества на праве оперативного управления за комиссариатом.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.09.2008 по делу N А47-4521/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Волжско-Уральское Строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными актами по делу N А47-4217/2007 в удовлетворении требований предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" о признании неправомерными распоряжений территориального управления от 19.06.2006 N 723-р, от 30.08.2006 N 1146-р отказано, при этом судами установлено, что право хозяйственного ведения предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации" на спорное имущество подлежало государственной регистрации, вместе с тем документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения, либо документы-основания, позволяющие говорить о наличии права, возникшего до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствуют.
Судами дана оценка Уставу предприятия "ВУСУ МО Российской Федерации", приложению N 1 к нему, инвентарной карточке учета объекта основных средств, счетам-фактурам и платежным поручениям об оплате тепловой энергии, водоснабжения, на которые ссылалось данное предприятие в обоснование своих требований.
В связи с указанными обстоятельствами судами сделан вывод о том, что спорное имущество до распоряжения им территориальным управлением предприятию "ВУСУ МО Российской Федерации" не принадлежало; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200, Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, территориальное управление в рамках своей компетенции осуществило распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, закрепив спорный объект недвижимого имущества на праве оперативного управления за комиссариатом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2009 г. N Ф09-7040/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника