Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2009 г. N Ф09-9525/08-С2 по делу N А76-7331/2008
Дело N А76-7331/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2009 г. N 6612/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2009 г. N 6612/09
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2008 г. N Ф09-9525/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Беликова М.Б., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 по делу N А76-7331/2008-37-136 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Уралгеомаш" (далее - общество) - Шагиахметов Д.Ж. (доверенность от 24.12.2008);
инспекции - Иванова Л.Н. (доверенность от 12.01.2009).
Общество обратилось в Арбитражный" суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 19.05.2008 N 1245/15Э.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, поскольку полный пакет документов обществом не представлен, право на применение налоговой ставки 0% по реализации товаров на экспорт не подтверждено и налоговые вычеты предъявлены неправомерно. По мнению инспекции, общество для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% и обоснованности права на применение налогового вычета должно было представить не только грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД), но и соответствующий этой декларации транспортный, товаросопроводительный и (или) иной аналогичный по характеру внесенных в него сведений документ, с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими факт вывоза товара, на каждом из таких документов. В обоснование своих доводов инспекция ссылается на п. 1 раздела 6 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971 с изменениями от 21.05.2007, в котором указано, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-траноспортными накладными. Данные правила не предусматривают каких-либо исключений, в том числе для самовывоза товара.
В отзыве на кассационную жалобу общество поясняет, что считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, поскольку в международном соглашении от 24.09.1999 "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами -участниками Таможенного союза", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 N 201, указано, что наличие штампа "Товар вывезен полностью" на ГТД, заверенный печатью таможенного органа, является достаточным для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и не требует дополнительного подтверждения путем представления отметок на товаросопроводительных документах.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с отказом инспекции в результате камеральной налоговой проверки декларации за декабрь 2007 г. в признании права общества на применение налоговой ставки 0% при реализации товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, послужившим, в свою очередь, основанием для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Основанием для оспариваемого решения явился вывод инспекции о представлении обществом неполного пакета документов, предусмотренного ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно: в товарно-транспортной накладной от 31.07.2007 N 1073 отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Полагая, что указанное решение инспекции нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из факта подтверждения обществом права на применение налоговой ставки 0% по НДС и права на применение налогового вычета, поскольку налогоплательщик представил ГТД с отметками о вывозе, товарную накладную, банковскую выписку, справку о поступлении валюты, паспорт сделки , платежные поручения и счет-фактуру с отметками о вывозе.
Выводы судов являются правильными.
Указом Президента Российской Федерации от 11.12.1995 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российский Федерации с Республикой Казахстан" таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан с 16.06.1996 отменен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как 31 декабря 1995 г.
Международным соглашением от 24.09.1999 "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза" (далее - Соглашение) определено, что данное Соглашение устанавливает упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих с территории государств Сторон и перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза.
Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 26.02.1999 заключен договор "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", который ратифицирован Федеральным законом от 29.01.1997 N 21-ФЗ "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности", которым также предусматривается отмена таможенного контроля.
Согласно ст. 9 данного Соглашения декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных, либо коммерческих и других документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей.
В силу ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах , то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На основании подп. 29 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации коммерческие документы - это счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из названного Кодекса не вытекает иное.
Таким образом, с учетом того, что действующим международным соглашением предусмотрена возможность предоставления иных взаимозаменяемых документов, чем предусмотрено подп. 1-4 п. 1 ст. 165 Кодекса, право на применение налоговой ставки 0% при реальном экспорте товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и возмещение НДС обоснованно.
Согласно ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производятся в порядке, установленном ст. 176 Кодекса, при условии их физического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, и соблюдения требований, установленных ст. 171, 172 Кодекса.
Таким образом, одним из условий возмещения из бюджета НДС является подтверждение вывоза товара за пределы территории Российской Федерации, в связи с чем общество, претендующее на названное возмещение, обязано доказать обстоятельства, связанные с отгрузкой товара.
Доказательствами вывоза товара за пределы территории Российской Федерации в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 165 Кодекса являются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что между обществом и ТОО СП "КуатАмлонМунай" (Республика Казахстан; покупатель) заключен договор поставки автоцистерны N 117 от 14.06.2007 самовывозом в количестве 1 штуки, стоимостью 2780000 руб. на условиях FCA г. Челябинск.
Судами установлено, что в качестве документа, подтверждающего факт вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации, общество представило в инспекцию ГТД и счет-фактуру как с отметкой таможенных органов от 31.07.2007 "Выпуск разрешен", так и с отметкой о пересечении товаром границы "Товар вывезен" от 06.08.2007.
Поскольку факт поступления валютной выручки, наличие товарной накладной от 31.07.2007 N 1073, подтверждающей передачу товара покупателю, паспорта сделки от 28.06.2007 и факта соблюдения обществом положений, установленных международными соглашениями, ст. 165, 171, 172 Кодекса, подтверждаются материалами дела и не оспариваются инспекцией, суды в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для применения обществом ставки 0% и возмещения из бюджета НДС.
Факт реальности экспорта автоцистерны инспекцией не оспаривался. С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 по делу N А76-7331/2008-37-136 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Л. Меньшикова |
Судьи |
М.Б. Беликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.165 НК РФ при реализации товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые орган представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
По мнению налогового органа, налогоплательщик для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% должен был представить не только ГТД, но и соответствующий этой декларации транспортный либо товаросопроводительный документ с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими факт вывоза товара.
Суд указал, что Соглашением от 24.09.1999 "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного союза", утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 N 201, предусмотрено, что наличие штампа "Товар вывезен полностью" на ГТД, заверенный печатью таможенного органа, является достаточным для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории РФ и не требует дополнительного подтверждения путем представления товаросопроводительных документов с соответствующими отметками.
В данном случае налогоплательщик осуществлял реализацию и вывоз товаров в Республику Казахстан, являющуюся участником Таможенного союза.
Кроме того, между РФ и Республикой Казахстан 26.02.1999 заключен договор "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", ратифицированный Федеральным законом от 29.01.1997 N 21-ФЗ "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности", которым предусмотрена отмена таможенного контроля.
Таким образом, доводы налогового органа о необходимости представления налогоплательщиком товаросопроводительных документов признаны неправомерными.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2009 г. N Ф09-9525/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника