Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 марта 2009 г. N Ф09-931/09-С6
Дело А76-12749/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - администрация); решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76 12749/08.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Логинов А.А. (доверенность от 27.01.2009 N 01-61/37);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительна; сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") - Саитова Л.Д (доверенность от 30.04.2008).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии в муниципальную собственность объектов, являющихся федеральной собственностью - федеральных очистных сооружений, расположенных в г. Озерске п. Новогорный, и находящихся на забалансовом учете данного общества. Заявитель также просил суд обязать администрацию принять в муниципальную собственность следующие объекты очистных сооружений: трубопровод сточной воды, расположенный по адресу: Челябинская область г. Озерск, п. Новогорный, от фекального коллектора N 32, расположенного в 9 м на запад от здания решеток очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, д. 13, до фекального коллектора N 1, расположенного в 116 м от здания оператора очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, д. 13; освещение ЛЭП - 6 кв, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; лотки железобетонные, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; иловые площадки, п. Новогорный ул. Южно-Уральская, д. 13; песколовка, п. Новогорный ул. Южно-Уральская, д. 13; ограждение очистных сооружений, п. Новогорный ул. Южно-Уральская, д. 13; отстойник вторичный Д=9м, п. Новогорный ул. Южно-Уральская, д. 13; отстойник первичный вертикальный Д=9м, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; отстойник вторичный вертикальный Д=9м, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; отстойник первичный Д=9м, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; отстойник первичный вертикальный Д=9м, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; здание решеток, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; трубопровод хлора от здания хлораторной до контактного отстойника, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; наружный водовод и канализация, п. Новогорный, от колодца, расположенного в 47 м на восток от здания оператора очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, д. 13, до колодцев, расположенных вблизи резервуаров очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, д. 13; внутренний водовод и канализация, п. Новогорный, в районе здания хлораторной очистных сооружений, ул. Южно-Уральская, д. 13; освещение водной станции, п. Новогорный, вдоль ограждения насосной станции 1-го подъема по ул. Парковая, 26; здание хлораторной, п. Новогорный, ул. Южно-Уральская, д. 13; оборудование очистных сооружений, п. Новогорный, территория очистных сооружений; вентиляция очистных сооружений, п. Новогорный, территория очистных сооружений; водонапорная башня 2 подъема кирпичная, п. Новогорный, территория очистных сооружений (т. 1, л.д. 4-13).
До вынесения судом решения заявитель в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, исключив водонапорную башню 2 подъема, расположенную по адресу: Челябинская область, п. Новогорный, подъем 2 (за территорией поселка), инв. N 00221, по причине передачи данного объекта ранее в муниципальную собственность на основании Решения Собрания депутатов Озерского городского округа от 12.07.2006 N 1274 по акту приема-передачи от 23.10.2006. Кроме того, общество "МРСК Урала" просило суд обязать администрацию принять в муниципальную собственность указанные в заявлении объекты путем подписания соответствующих актов приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление), муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ".
Решением суда от 29.10.2008 (резолютивная часть от 22.10.2008; судья Анциферова О.В.) заявленные требования удовлетворены. Действия администрации, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность объектов, являющихся федеральной собственностью - федеральных очистных сооружений, находящихся на забалансовом учете общества "МРКС Урала", признаны недействительными. На администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность путем подписания актов приема-передачи спорных объектов недвижимости.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованно применение судом ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ), п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность" (далее - постановление N 235), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дел; доказательствам. По мнению администрации, заявитель с момента приватизации до момента признания утратившим силу постановления N 235 не обращался в муниципальные органы по вопросу передачи спорных объектов в муниципальную собственность, то есть своевременно не исполнил cвoи обязательства по передаче объектов в муниципальную собственность Администрация также полагает, что п. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ не распространяется на взаимоотношения между коммерческими предприятиями каковым является заявитель, и муниципальными органами по вопросам передачи объектов в муниципальную собственность. Кроме того, администрация считает, что судом необоснованно отклонен ее довод о том, что спорные очистные сооружения не могут быть переданы в муниципальную собственность поскольку находятся в аварийном состоянии и не могут использоваться по назначению.
Общество "МРСК Урала" представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения, считая ее доводы необоснованными.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Oб особенностях преобразования государственных предприятий, объединений организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" было учреждено открытое акционерное общество энергетики и электрофикации "Челябэнерго".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указе Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922" и решения Комитета по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 41 Челябинское производственное объединение энергетики и электрификации "Челябэнерго" было преобразовано в акционерное общество энергетики и электрификации "Челябэнерго", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 1369 (т. 1,л.д. 65).
Этим же решением Комитета по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 41 был утвержден план приватизации акционерного общества энергетики и электрификации "Челябэнерго", в соответствии с которым спорные объекты недвижимости (трубопровод сточной воды от фекального коллектора N 32, расположенного в 9 м от здания решеток очистных сооружений на улице Южно-Уральская, д. 13, до фекального коллектора N 1, расположенного в 116 м от здания оператора очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, 13; освежение ЛЭП-6 кВ; лотки железобетонные; иловые площадки; песколовка; ограждение очистных сооружений; отстойник вторичный D=9m, отстойник первичный вертикальный D=9m, отстойник вторичный вертикальный D=9m; отстойник первичный D=9m; отстойник первичный вертикальный D=9m; здание решеток; здание очистных сооружений; трудопровод хлора от здания хлораторной до контактного отстойника; наружный водовод и канализация от колодца, расположенного в 47 м на восток от здания оператора очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, 13 до колодцев, расположенных вблизи резервуаров очистных сооружений по ул. Южно-Уральская, 13; внутренний водовод и канализация в районе здания хлораторной очистных сооружений; освещение водной станции вдоль ограждения насосной станции 1 -го подъема по ул. Парковая, 26; оборудование очистных сооружений, территория очистных сооружений; водонапорная башня 2 подъема кирпичная (за территорией поселка) не вошли в уставный капитал общества "Челябэнерго" (т. 2, л.д. 13-77).
Согласно решению Совета директоров общества "МРСК Урала" от 15.01.2008 общество "Челябэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к обществу "МРСК Урала", о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга 30.04.2008 выдано свидетельство о прекращении деятельности юридического лица за основным государственным регистрационным номером 102740289972 (т. 1, л.д. 66).
Распоряжением территориального управления от 23.06.2006 N 999-р "О передаче в муниципальную собственность Озерского городского округа объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" муниципальному образованию Озерский городской округ Челябинской области и обществу "Челябэнерго" было предписано согласовать перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе филиала общества "Челябэнерго" и подлежащих передаче в муниципальную собственность Озерского городского округа. Согласно п. 4 данного распоряжения после предоставления обществом документов, подтверждающих передачу имущества, территориальное управление обязуется исключить данное имущество из реестра федерального имущества (т. 1, л.д. 41).
В соответствии с Решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 12.07.2006 N 124 муниципальное образование Озерский городской округ приняло обязательство принять в муниципальную собственность объекты федеральной собственности социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно перечню (т. 1, л.д. 42).
На основании вышеуказанного решения Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области общество "Челябэнерго" по акту прием - передачи от 23.10.2006 (т. 1, л.д. 43-45) передало администрации Озерског городского округа объекты недвижимости, в том числе водонапорную башню подъема, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Озерск, г Новогорный, подъем 2 (за территорией поселка).
Собранием депутатов Озерского городского округа Челябинской области 19.09.2007 принято решение N 99 о принятии объектов недвижимости согласно перечня в собственность Озерского городского округа (т. 1, л.д. 46, 47). В названный перечень вошли спорные объекты очистных сооружений.
Письмом от 21.02.2008 N 1696 территориальное управление в ответ на обращение общества "Челябэнерго" от 18.01.2008 N 001/214 сообщило названному обществу о том, что объекты коммунальной инфраструктуры как имущество, не вошедшее в уставный капитал общества, в силу п. постановления от 07.03.1995 N 235, Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Решения Челябинского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 41 об утверждении плана приватизации производственного объединения, юридически считаются переданными в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 49). В этом же письме территориальное управление указало, что обществу "Челябэнерго" необходимо передать названные объекты коммунальной инфраструктуры на баланс обслуживающей муниципальной организации Озерского городского округа в соответствии с актами приема-передачи, которые в данном случае являются документами подтверждающими его фактическую передачу и должны быть подписань органами местного самоуправления муниципальных образований, е собственность которых передаются объекты, и руководством приватизируемые предприятий.
Сопроводительными письмами от 29.04.2008 N 218-1218, 218-1219 заявитель направил в адрес Главы Озерского городского округа Челябинской области подписанные и заверенные печатью общества "Челябэнерго" акты приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящегося на забалансовом учете названного общества, в муниципальную собственность Озерского городского округа, в том числе очистные сооружения в пос. Новогорный г. Озерска Челябинской области (т. 1, л.д. 17-38).
Письмом от 17.06.2008 исх. N 01-17/569 администрация отказалась принять от общества "Челябэнерго" имущество согласно актам приема-передачи. В обоснование причин отказа администрацией было указано, что сарайки, предназначенные для обслуживания жилого дома, являются общей долевой собственностью собственников жилья, защитные сооружения в силу постановления N 3020-1 относятся к федеральной собственности, индивидуальные гаражи не могут находиться в муниципальной собственности (т. 1,л.д.40).
В письме от 17.06.2008 N 01-17/570 администрация также сослалась на то, что она заканчивает строительство новых очистных сооружений, в связи с чем не имеет возможности принять в муниципальную собственность очистные сооружения (т. 1, л.д. 48).
Общество "МРСК Урала", считая, что действия ответчика, выразившиеся в непринятии очистных сооружений в муниципальную собственность противоречат закону и нарушают его законные интересы, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с названным заявлением.
На основании ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные обществом "МРСК Урала" требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В силу абз. 3 п. 1 Приложения N 3 к вышеуказанному Постановлению объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
В соответствии с п. 5 постановления N 3020-1 передача объектов, указанных в п. 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 постановления N 235 объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. Этим ж постановлением на органы местного самоуправления совместно администрацией предприятий возложена обязанность в месячный срок с момент принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформит необходимую документацию и акты приема-передачи (п. 5 постановления N 235).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные объекты не вошли в план приватизации общества "Челябэнерго". Указанно обстоятельство также не оспаривается и представителями участвующих в деле лиц.
При этом суд правомерно исходил из того, что постановление N 235 несмотря на то, что оно утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437, подлежит применению к рассмотрению данного спора, поскольку обязанность принято спорное имущество на баланс муниципального образования возникла в период действия постановления N 235.
Как следует из ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Поскольку территориальное управление, которое осуществляет полномочия собственника имущества, подтвердило свое согласие на передачу спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (т. 1 л.д. 49), а представительным органом местного самоуправления Озерского городского округа принято решение о принятии в собственность спорных объектов (т. 1, л.д. 46, 47), суд сделал правильный вывод о том, что действия администрации, выразившиеся в отказе подписать направленные заявителем акты приема-передачи спорного имущества в муниципальную собственность являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества "МРСК Урала".
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены заявленные обществом "МРСК Урала" требования.
Доводы заявителя жалобы о необоснованном применении судом ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ и п. 3 постановления N 235 подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании указанных норм материального права.
Довод администрации о том, что очистные сооружения не могут быть переданы в муниципальную собственность, поскольку находятся в аварийном состоянии и не могут использоваться по назначению, был предметом рассмотрения суда и получил надлежащую правовую оценку, в связи с чем также подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76-12749/08 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Озерского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные объекты не вошли в план приватизации общества "Челябэнерго". Указанно обстоятельство также не оспаривается и представителями участвующих в деле лиц.
При этом суд правомерно исходил из того, что постановление N 235 несмотря на то, что оно утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437, подлежит применению к рассмотрению данного спора, поскольку обязанность принято спорное имущество на баланс муниципального образования возникла в период действия постановления N 235.
Как следует из ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
...
Доводы заявителя жалобы о необоснованном применении судом ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ и п. 3 постановления N 235 подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании указанных норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2009 г. N Ф09-931/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника