Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2009 г. N Ф09-1087/09-С2
Дело N А60-12905/2008-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2008 по делу N А60-12905/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Ахатова О.В. (доверенность от 11.01.2009).
Индивидуальный предприниматель Чуприн Сергей Валерьевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) и представители третьего лица -Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 12.03.2008 N102/08 об оставлении без удовлетворения жалобы налогоплательщика на решения инспекции от 21.09.2007 N 13831 и от 24.09.2007 N 115.
Указанные решения приняты по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее -НДС) за 1 квартал 2007 г. на основании выводов инспекции о том, что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие обоснованность заявленных им вычетов, а требование о представлении документов, направленное предпринимателю, не исполнено.
Решением суда от 05.09.2008 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 (судьи Григорьева Н.П., Голубцов В.Г., Богданова Р.А.) решение суда оставлено без изменения.
Разрешая спор, суды обеих инстанции сочли, что отсутствуют доказательства, удостоверяющие вручение предпринимателю требования о представлении документов, подтверждающих обоснованность заявленных вычетов по НДС. Учитывая, что документы представлены налогоплательщиком с апелляционной жалобой в управление, но им не рассмотрены, суды пришли к выводу о нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель настаивает на том, что требования законодательства о налогах и сборах при принятии оспариваемых решений соблюдены, права налогоплательщика не нарушены.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел.
Порядок отнесения уплаченных сумм НДС к налоговым вычетам установлен ст. 171, 172 Кодекса.
Абзацем 2 п. 1 ст. 176 Кодекса предусмотрено, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Таким образом, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике -покупателе товаров (работ, услуг), имущественных прав, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Вместе с тем законодательство о налогах и сборах не обязывает налогоплательщика представлять вместе с декларацией соответствующие первичные документы.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. То есть, в силу прямого указания закона истребование документов для проверки должно производиться налоговым органом путем вручения требования о предоставлении документов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что направленное инспекцией требование о предоставлении документов от 31.05.2007 N 5520 предпринимателем не получено и инспекцией не представлено надлежащих доказательств вручения налогоплательщику требования о предоставлении документов.
При этом судами отмечено, что документы, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов по налогу на добавленную стоимость по налоговой декларации за 1 квартал 2007 г., представлены предпринимателем с апелляционной жалобой в управление.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что управление не рассмотрело законность и обоснованность обжалованных предпринимателем решений инспекции с учетом представленных документов являются правомерными и подтверждаются материалами дела.
Поскольку вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы в полном объеме не проверены обстоятельства нарушения и не исследовались доказательства вины предпринимателя, суды обоснованно указали на то, что принятое управлением решение нарушает права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права судом кассационной инстанции отклоняются как не нашедшие своего подтверждения и основанные на ошибочном толковании этих норм управлением.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2008 по делу NА60-12905/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. То есть, в силу прямого указания закона истребование документов для проверки должно производиться налоговым органом путем вручения требования о предоставлении документов.
...
Поскольку вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы в полном объеме не проверены обстоятельства нарушения и не исследовались доказательства вины предпринимателя, суды обоснованно указали на то, что принятое управлением решение нарушает права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2008 по делу NА60-12905/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2009 г. N Ф09-1087/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника