Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 марта 2009 г. N Ф09-1155/09-С6
Дело N А60-8287/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2008 по делу N А60-8287/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
территориального управления - Захарченко А.В. (доверенность от 05.09.2008 N АЛ-6870);
закрытого акционерного общества "Востокнефтегазстройкомплект" (далее -общество "Востокнефтегазстройкомплект") - Талонпойка М.М. (доверенность от 05.09.2008);
общества с ограниченной ответственностью "Автомобильный комбинат "Екатеринбургтранссервис" - Назарова А.В. (доверенность от 11.03.2009).
Общество "Востокнефтегазстройкомплект" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в ненаправлении органу местного самоуправления обращения об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14, заявления о кадастровом учете этого участка, в непринятии решения о предоставлении названного земельного участка в аренду обществу "Востокнефтегазстройкомплект" и решения о разделе земельного участка площадью 1 253 000 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:0029; а также об обязании территориального управления обратиться с заявлением в орган местного самоуправления об утверждении проекта границ и кадастровой карты (плана) земельного участка, принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:0029, выделив из него земельный участок, занятый комплексом недвижимого имущества общества "Востокнефтегазстройкомплект", принять решение о предоставлении названому обществу в аренду земельного участка, занятого комплексом недвижимого имущества в составе: железнодорожные подъездные пути, открытая грузовая площадка для хранения оборудования площадью 7620 кв. м и подкрановые пути на площадке открытого хранения в пределах фактического землепользования по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14 (с учетом принятых арбитражным судом уточнений заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный комбинат "Екатеринбургтранссервис".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2008 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу "Востокнефтегазстройкомплект" земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14. На территориальное управление возложена обязанность устранить допущенное нарушение в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения путем принятия мер к составлению кадастрового плана (карты) земельного участка, занятого комплексом недвижимого имущества заявителя, и принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 (судьи Глотова Г.И., Карпова Т.Е., Рубцова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель полагает, что положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на исполнительные органы государственной власти не возложена обязанность по обращению в орган местного самоуправления с целью обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) и утверждения проекта границ земельного участка. Территориальное управление считает не подлежащей применению при рассмотрении спора ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так как положения указанной статьи регулируют порядок предоставления земельных участков гражданам, а не юридическим лицам.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Востокнефтегазстройкомплект" возражает против изложенных в ней требований, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществу "Востокнефтегазстройкомплект" на праве собственности принадлежит комплекс недвижимого имущества, состоящий из открытой грузовой площадки для хранения оборудования с подкрановыми путями и подъездными железнодорожными путями, находящийся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2006; л. д. 8).
Общество "Востокнефтегазстройкомплект" 27.02.2008 обратилось в территориальное управление с заявкой о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14, под указанные объекты недвижимости (л. д. 6, 7).
Территориальное управление в письме от 03.04.2008 уведомило общество "Востокнефтегазстройкомплект" о том, что решение вопроса о предоставлении ему данного земельного участка будет возможным после завершения судебных споров о праве собственности заявителя на объекты недвижимости (л. д. 18).
Доказательств того, что на момент получения территориальным управлением указанного заявления существовал спор о праве на объекты недвижимости, под которые заявителем испрашивается земельный участок, в материалах дела не имеется.
Поскольку каких-либо действий, направленных на удовлетворение заявки общества "Востокнефтегазстройкомплект" о предоставлении в аренду земельного участка, территориальным управлением не предпринималось, названное общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, действующей на момент обращения общества "Востокнефтегазстройкомплект" с заявкой в территориальное управление, а также на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 названного Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
С учетом приведенных положений, а также того обстоятельства, что испрашиваемый обществом "Востокнефтегазстройкомплект" земельный участок является собственностью Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что для обеспечения органом местного самоуправления изготовления кадастрового плана спорного земельного участка требуется обращение исполнительного органа государственной власти, обладающего правом предоставления указанного земельного участка.
Муниципальное учреждение "Центр подготовки разрешительной документации для строительства" по поручению администрации г. Екатеринбурга в письме от 04.07.2008 N 211-05/3900, направленном в ответ на обращение общества "Востокнефтегазстройкомплект" об утверждении проекта границ спорного земельного участка, сообщило, что данный земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги, являющееся собственности Российской Федерации, в связи с чем подготовка проекта постановления об утверждении проекта границ названного земельного участка возможна при обращении территориального управления в адрес администрации г. Екатеринбурга.
Поскольку территориальным управлением действия по обращению в орган местного самоуправления для изготовления кадастровой карты (плана) спорного земельного участка в соответствии с положениями п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Востокнефтегазстройкомплект" с заявкой, не предпринимались, суд кассационной инстанции полагает, что данное бездействие уполномоченного органа исполнительной власти является незаконным.
Вместе с тем, следует принять во внимание следующее.
На момент обращения общества "Востокнефтегазстройкомплект" с заявкой о предоставлении земельного участка, а также на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
То есть принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в любом случае осуществляется после утверждения проекта границ органом местного самоуправления либо изготовления кадастрового паспорта.
Таким образом, обязание исполнительного органа государственной власти -территориального управления - принять решение о предоставлении земельного участка до утверждения его границ органом местного самоуправления, либо до предоставления кадастрового паспорта земельного участка является преждевременным.
В связи с этим суд кассационной инстанции считает необходимым изменить судебные акты в части признания незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу "Востокнефтегазстройкомплект" земельного участка, а также возложения на заинтересованное лицо обязанности принять меры по вынесению решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2008 по делу N А60-8287/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по тому же делу изменить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области как противоречащее п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии обращения в орган местного самоуправления об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14, и утверждении проекта его границ.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области направить обращение в администрацию г. Екатеринбурга об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, д. 14, и утверждении проекта его границ.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2008 по делу N А60-8287/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по тому же делу изменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2009 г. N Ф09-1155/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника