Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 марта 2009 г. N Ф09-1314/09-С6
Дело N A34-2461/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2008 по делу N А34-2461/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Сайга" (далее - общество "Сайга") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к департаменту о признании торгов в форме закрытого конкурса на предоставление территорий Лебяжьевского, Ильинского, Яутлинского, Самохваловского, Мехонского, Дальнекубасовского охотничьих хозяйств Курганской области, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, проведенных департаментом 29.05.2008 и 30.05.2008, недействительными.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования, просил признать торги в форме закрытого конкурса на предоставление территорий Лебяжьевского, Ильинского, Яутлинского, Самохваловского, Мехонского, Дальнекубасовского охотничьих хозяйств, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, проведенные департаментом 29.05.2008 и 30.05.2008, недействительными как проведенные с нарушением требований, установленных ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", постановлением администрации (правительства) Курганской области от 08.06.2007 N 262.
Определением суда от 29.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Курган-хантинг", Шатровская районная общественная организация любительской охоты и рыболовства, открытое акционерное общество "Шадринская фабрика валяной обуви".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2008 (судья Радаева О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Сундарева Г.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что конкурс был проведен в соответствии с требованиями, установленным п. 19-23 Порядка предоставления территорий (акваторий) Курганской области, утвержденного постановлением администрации (правительства) Курганской области от 08.06.2007 N 262. По мнению заявителя, протокол заседания конкурсной комиссии не содержит информации об оценке предложений претендентов (методики выставления баллов), так как Порядком не предусмотрено выставление количественной (бальной) оценки конкурсных предложений. При этом заявитель указывает, что оценка конкурсных предложений проводится членами комиссии в соответствии с оценочными критериями, установленными п. 20 названного Порядка. Как полагает департамент, ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не может применяться при проведении конкурсов на предоставление территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Сайга" просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Шатровская районная общественная организация любительской охоты и рыболовства в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истцом не доказано нарушение организатором конкурса или конкурсной комиссией порядка оценки заявок и выявления претендента, предложившего лучшие условия.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.02.2008 в газете "Новый мир" (выпуск N 13 (149) департаментом опубликовано сообщение о приеме заявок на предоставление территорий, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах охотничьих хозяйств: Бороздинское, Юламановское, Боровлянское, Спорновское, Крутихинское, Куртамышское, Лопатинское, Лебяжьевское, Камышинское, Островское, Балакульское, Кузнецовское, Кошелевское, Менщиковское, Яровинское, Гладковское, Боровлянское, Глядянское, Аджитаровское, Мехонское, Дальнекубасовское, Яутлинское, Ильинское, Самохваловское, Чинеевское, Юргамышское.
Общество "Сайга" 24.03.2008 подало в конкурсную комиссию заявки на предоставление территорий Лебяжьевского охотничьего хозяйства, Ильинского охотничьего хозяйства, Яутлинского охотничьего хозяйства, Самохваловского охотничьго хозяйства, Мехонского охотничьего хозяйства, Дальнекубасовского охотничьего хозяйства.
Приказом департамента от 24.04.2008 N 233 утверждены заключения экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и перечень претендентов.
В письме от 06.05.2008 департамент сообщил истцу о том, что вопрос о предоставлении территорий будет решаться на заседании конкурсной комиссии. Закрытый конкурс будет проведен 29.05.2008 и 30.05.2008 в 9 час. 00 мин. по адресу: г. Курган, ул. Володарского, 65а, актовый зал (5 этаж). Порядок проведения конкурса согласно приложению N 1, информация о результатах будет размещена на сайте департамента.
По результатам заседания конкурсной комиссии 30.05.2008 согласно протоколу по вопросу предоставления территорий Мехонского охотничьего хозяйства, Дальнекубасовского, Яутлинского, Самохваловского, Ильинского (вопрос N 5-9) победителем признаны Шатровская районная общественная организация любительской охоты и рыболовства и открытое акционерное общество "Шабринская фабрика валяной обуви".
Общество "Сайга", полагая, что порядок проведения закрытого конкурса нарушен, поскольку извещение не содержало информации о порядке определения победителя, в связи с чем проведенный конкурс существенно нарушает его права, обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В обоснование заявленных требований общество "Сайга" сослалось на нарушение порядка проведения конкурса и отсутствие критериев определения победителя.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом названным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 37 названного Закона при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований. Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Постановлением администрации Курганской области от 08.06.2007 N 262 утвержден Порядок предоставления территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержден состав комиссии по проведению конкурса для предоставления территории, необходимой для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира.
В соответствии с п. 20 Порядка предоставления территорий (акваторий) Курганской области для предоставления территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, при принятии решения комиссия руководствуется следующими критериями выбора победителя: объем и целесообразность планируемых мероприятий по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания, перспективы деятельности будущего пользователя объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты; нормативно-методическое обеспечение, организационно-технические возможности и материально-техническое оснащение для выполнения заявленного вида деятельности; имеющийся положительный опыт ведения охотничьего хозяйства; профессиональная подготовка специалистов и их количество; деловая репутация участника конкурса; учет интересов местных охотников, проживающих на заявленной территории, и их поддержка; наличие на заявляемой территории (на праве собственности или в долгосрочной аренде) земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для посева, кормовых полей; наличие положительных финансовых результатов деятельности за предыдущий год или за предыдущий отчетный период деятельности юридического лица в случае существования его менее года.
Пунктами 22, 23 указанного Порядка установлено, что победитель конкурса определяется конкурсной комиссией на основании итогов оценки и сопоставления конкурсных заявок, соответствия их конкурсной документации и квалификационным требованиям, предъявляемым к участникам конкурса. Победителем конкурса признается претендент, предложивший лучшие условия охраны и рационального использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания на заявленной территории и получивший большинство голосов от общего числа присутствующих членов конкурсной комиссии.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что при проведении конкурса от 29.05.2008 и 30.05.2008 соблюдение требований, установленных п. 19-23 Порядка предоставления территорий (акваторий) Курганской области, материалами дела не подтверждается.
Суды установили, что протоколы заседания конкурсной комиссии от 29.05.2008 и от 30.05.2008 не содержат информации о критериях определения победителя конкурса, отсутствуют сведения о конкурсных предложениях участников, результатах голосования по этим предложениям с применением критериев отбора претендентов конкурса для предоставления территории для осуществления пользования животным миром.
С учетом указанных обстоятельств суды признали конкурс недействительным ввиду существенных нарушений порядка его проведения (п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что протокол заседания конкурсной комиссии не содержит информации об оценке предложений претендентов (методики выставления баллов), так как Порядком не предусмотрено выставление количественной (бальной) оценки конкурсных предложений и такая оценка может быть выражена членом комиссии лишь в форме проставления либо непроставления знака в ведомости голосования, не является основанием для выводов о незаконности судебных актов.
Как установлено судами, представленные департаментом документы содержат лишь сведения о фактическом голосовании членов комиссии. Вместе с тем, принимая во внимание, что победителем конкурса должен признаваться претендент, предложивший лучшие условия, в документах конкурсной комиссии должна отражаться информация об оценке предложений претендентов, а также подтверждения того, что предложение победителя признано лучшим исходя из его преимущества перед другими претендентами, выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев выбора победителя.
Ссылки департамента на то, что ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не может применяться при проведении конкурсов по предоставлению территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира, отклоняются, поскольку не основаны на положениях указанной статьи и иных нормах действующего законодательства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.10.2008 по делу N А34-2461/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что протоколы заседания конкурсной комиссии от 29.05.2008 и от 30.05.2008 не содержат информации о критериях определения победителя конкурса, отсутствуют сведения о конкурсных предложениях участников, результатах голосования по этим предложениям с применением критериев отбора претендентов конкурса для предоставления территории для осуществления пользования животным миром.
С учетом указанных обстоятельств суды признали конкурс недействительным ввиду существенных нарушений порядка его проведения (п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что протокол заседания конкурсной комиссии не содержит информации об оценке предложений претендентов (методики выставления баллов), так как Порядком не предусмотрено выставление количественной (бальной) оценки конкурсных предложений и такая оценка может быть выражена членом комиссии лишь в форме проставления либо непроставления знака в ведомости голосования, не является основанием для выводов о незаконности судебных актов.
...
Ссылки департамента на то, что ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не может применяться при проведении конкурсов по предоставлению территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира, отклоняются, поскольку не основаны на положениях указанной статьи и иных нормах действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2009 г. N Ф09-1314/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника