Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 апреля 2010 г. N Ф09-2506/10-С6 по делу N A34-7361/2008
Дело N A34-7361/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2011 г. N Ф09-886/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2009 г. N Ф09-6996/09-С1
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2009 г. N 18АП-4328/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу правительства Курганской области (далее - правительство) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 по делу N А34-7361/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2010 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель правительства - Дамина М.С. (доверенность от 03.07.2009 N 01-11).
Поступившее 20.04.2010 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа посредством факсимильной связи от управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление) ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к правительству о признании конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса с последующим заключением договоров аренды недействительным (с учетом принятого арбитражным судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 26.01.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Уралоил" (далее - общество "Уралоил"), общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" (далее - общество "ОВК-Инвест"), предприниматель Власова Елена Анатольевна, открытое акционерное общество "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" (далее - общество "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 (судья Логинова Л.М.) заявленные требования удовлетворены, признан недействительным конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) с последующим заключением договора аренды земельного участка, проведенный правительством 08.07.2008.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2010 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе правительство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами ст. 11, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 17, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, что правительством нарушен порядок определения победителя торгов по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, а также о том, что отказ обществу "Уралоил" в доступе к информации о месте предполагаемого размещения названных объектов является основанием для признания конкурса недействительным. По его мнению, управление не является заинтересованным лицом, поскольку не является участником конкурса, его права и законные интересы правительством не нарушены и не могут быть восстановлены путем принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу управление, общество "Уралоил", общество "ОВК-Инвест", предприниматель Власова Е.А. возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области принято постановление правительства от 05.08.2003 N 231 "О конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" с приложениями.
Приложением N 1 определен состав конкурсной комиссии по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Приложением N 2 утверждено положение о конкурсной комиссии по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения указанных объектов. Приложением N 3 установлен Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков (далее - Порядок организации и проведения конкурса).
Председателем конкурсной комиссии утверждена конкурсная документация.
Объявление о проведении конкурса опубликовано в приложении "Документы" Курганской областной общественно-политической газеты "Новый мир" от 30.05.2008. На конкурс были выставлены участки в соответствии с утвержденной постановлением правительства от 17.12.2002 N 479 схемой размещения АЗС и АЗГС на территории Курганской области.
В конкурсе приняли участие общество "Уралоил", общество "ОВК-Инвест", предприниматель Власова Е.А., общество "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт".
Конкурс проводился в два этапа: 01.07.2008 и 08.07.2008. Согласно протоколу от 01.07.2008 к участию во втором этапе были допущены все претенденты.
По итогам заседания конкурсной комиссии на втором этапе конкурса победителем признано общество "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт", получившее право на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков, расположенных на ул. Дзержинского - Б. Петрова, Мостостроителей, район путепровода, для размещения АЗС (протокол конкурсной комиссии от 08.07.2008).
В управление поступила жалоба общества "Уралоил", общества "ОВК-Инвест", предпринимателя Власовой Е.А. от 27.08.2008 на нарушение правительством антимонопольного законодательства при организации и проведении конкурса.
По результатам ее рассмотрения вынесено решение управления от 20.11.2008 N 94 о нарушении правительством ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившемся в нарушении порядка определения победителя конкурса, в отказе обществу "Уралоил" в доступе к информации о месте предполагаемого размещения объектов дорожного сервиса и их примерной площади, что привело к неравным условиям участия в конкурсе.
Ссылаясь на то, что конкурсной комиссией при проведении конкурса были нарушены правила проведения конкурса, выразившиеся в неверном определении победителя конкурса, в связи с чем нарушены положения ст. 17 Закона о защите конкуренции, управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, действия правительства при проведении названного конкурса привели к ограничению конкуренции, нарушению прав и законных интересов его участников.
Согласно п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Пунктом 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
В силу ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Как следует из материалов дела, конкурсной документацией и п. 3 Порядка организации и проведения конкурса установлено, что критериями определения победителей являются: более короткий срок по формированию земельного участка, в том числе постановки земельного участка на кадастровый учет, получения необходимых заключений органов государственной власти для определения разрешенного использования земельного участка; минимальный срок строительства и ввода в эксплуатацию; наилучшие условия по благоустройству участка и санитарной зоны; наиболее интересный вариант архитектурного и дизайнерского решения объекта; имеющийся положительный опыт работы по строительству и эксплуатации АЗС, АГЗС; наилучшие технические решения по снижению воздействия объекта на окружающую среду; банковская гарантия по обеспечению конкурсной заявки.
Согласно п. 4 Порядка организации и проведения конкурса предложения по вложению инвестиций в инфраструктуру области включены в перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.
В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 08.07.2008 общество "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" признано победителем конкурса по следующим основаниям: им предложены наиболее привлекательные для Курганской области вложения инвестиций в инфраструктуру; общество имеет наиболее положительный опыт в сфере эксплуатации объектов дорожного сервиса; использует наиболее совершенные технические решения по снижению воздействия на окружающую среду; представленный эскизный проект застройки разработан проектным институтом открытое акционерное общество "Гипроавтоагрегат" (остальными претендентами были представлены эскизные проекты, разработанные самостоятельно, без привлечения проектных институтов).
Оценив имеющиеся в материалах дела Порядок организации и проведения конкурса, протокол конкурсной комиссии от 08.07.2008 по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что использование конкурсной комиссией в качестве критерия определения победителя конкурса предложений по вложению инвестиций в инфраструктуру привело к нарушению п. 3 Порядка организации и проведения конкурса и п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Наличие в действиях правительства признаков нарушений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении порядка определения победителя торгов по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС и АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков в части установления дополнительных критериев (вложение инвестиций в инфраструктуру), а также в отказе обществу "Уралоил" в доступе к информации о месте предполагаемого размещения объектов дорожного сервиса и их примерной площади, установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2009 по делу N А34-195/2009.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды обоснованно сделали вывод о нарушении порядка проведения торгов и удовлетворили заявленные требования, признали недействительным оспариваемый конкурс.
Доводы заявителя о недоказанности нарушения им прав и законных интересов управления при проведении конкурса, несоблюдения положений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции были предметом исследования суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановляет:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 по делу N А34-7361/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив имеющиеся в материалах дела Порядок организации и проведения конкурса, протокол конкурсной комиссии от 08.07.2008 по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что использование конкурсной комиссией в качестве критерия определения победителя конкурса предложений по вложению инвестиций в инфраструктуру привело к нарушению п. 3 Порядка организации и проведения конкурса и п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
...
Наличие в действиях правительства признаков нарушений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении порядка определения победителя торгов по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС и АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков в части установления дополнительных критериев (вложение инвестиций в инфраструктуру), а также в отказе обществу "Уралоил" в доступе к информации о месте предполагаемого размещения объектов дорожного сервиса и их примерной площади, установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2009 по делу N А34-195/2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2010 г. N Ф09-2506/10-С6 по делу N A34-7361/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника