Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 мая 2010 г. N Ф09-3078/10-С3 по делу N А47-10066/2009
Дело N А47-10066/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9410/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Жаворонкова Д.В., судей Первухина В.М., Гавриленко О.Г., рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2010 по делу N А47-10066/2009.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Оренбургоблгаз" (далее - налогоплательщик, общество) - Миронова Ю.С. (доверенность от 07.12.2009 N ПО).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в подписании и выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой содержатся недостоверные сведения о наличие у общества задолженности и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и налоговых санкций без записи о наличии пени (требования с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2010 (судья Галиаскарова З.И.) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном производстве дело не обжаловалось.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению инспекции, Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам.
Налоговый орган полагает, что невозможность взыскания задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к признанию долга безнадежным и его списанию.
Заявитель жалобы указывает на то, что у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, поскольку должностные лица налогового органа не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на то, что справка, выданная налоговым органом, должна соответствовать нормативно-правовым актам и реальным сведениям налогоплательщика и в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справки N 2005 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2009 у общества имеется задолженность по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет в сумме 456354 руб. 75 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 1119082 руб. 97 коп., налогу на добавленную стоимость в размере 844264 руб. 90 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемому до 01.01.2005 в местные бюджеты, городских округов в сумме 135588 руб. 02 коп.
Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в подписании и выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у общества задолженности, являются незаконными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд указал на то, что при составлении и подписании справки N 2005 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.10.2009, налоговым органом не были учтены судебные решения о признании недействительными требований по уплате пеней, а также, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2008 по делу N А47-4198/2008, от 18.11.2008 по делу N А47-4199/2008, от 26.01.2009 по делу N А47-7000/2008 требования инспекции об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 16.06.2008 N 96, N 97, N 98, от 09.09.2008 N 161, в которых обществу предложено уплатить суммы пеней, указанные в справке N 2005 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.10.2009, признаны недействительными.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2008 по делу N А47-4198/2008, от 18.11.2008 по делу N А47-4199/2008, от 26.01.2009 по делу N А47-7000/2008 подтверждена невозможность взыскания сумм пеней в бесспорном порядке, а также установлено, что налоговым органом нарушена процедура взыскания задолженности, предусмотренная ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что при составлении и подписании справки N 2005 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2009 налоговым органом не были учтены указанные судебные решения о признании недействительными требований по уплате пеней.
Судом правомерно сделан вывод о том, что по данному делу спор касается вопроса об обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за обществом задолженности по пеням, возможность взыскания которых утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В справке N 2005 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2009, выданной обществу, содержатся сведения о задолженности по пеням без отражения информации о невозможности взыскания ее в принудительном порядке.
Неполная информация о задолженности по пеням, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 разъяснено, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судом первой инстанции, и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом его рассмотрения, и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2010 по делу N А47-10066/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
...
Неполная информация о задолженности по пеням, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 разъяснено, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2010 г. N Ф09-3078/10-С3 по делу N А47-10066/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника