Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 апреля 2010 г. N А60-11694/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел дело по заявлению ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр" (ИНН 6629014834) к Региональной энергетической комиссии Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.Г. Дульцев - представитель по доверенности от 12.04.2010г.;
от заинтересованного лица: А.В. Безбородов - ведущий специалист по доверенности N 02-18/6 от 11.01.2010г., удостоверение N 4;
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.
ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) по делу об административном правонарушении N 37 от 15.03.2010г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения и вины, а также на нарушение административным органом требований Федерального закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008г.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает постановление законным, ссылаясь при этом на наличие состава административного правонарушения и отсутствие процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности.
Определением от 14.04.2010г. рассмотрение дела отложено на 14 часов 28.04.2010г.
Заявителем заявлено ходатайство: запросить у заинтересованного лица журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции с целью установления поступления и отправления документов в адрес ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр"; перечень документов к акту проверки от 09.03.2010г.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения данного ходатайства, так как в судебном заседании представлены и обозревались журналы исходящих и входящих факсов, других журналов, а также перечень документов к акту проверки отсутствуют.
Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с отсутствием указанных документов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
На основании распоряжения РЭК Свердловской области проведена проверка соблюдения порядка ценообразования в ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр". По результатам проверки составлен акт N 19 от 09.03.2010г., в котором зафиксировано, что обществом допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельной максимальной цены на кадастровые работы в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что в результате нарушения требований постановления РЭК Свердловской области от 15.04.2009г. N 44-ПК "Об утверждении предельных максимальных цен на кадастровые работы в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства" в период с 24.04.2009г. по 30.06.2009г. обществом применялась предельно максимальная цена за оказание услуг по кадастровым работам в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства, в размере от 4500 руб. до 5000 руб., вместо 2835 руб. (без НДС); в период с 01.07.2009г. по 22.12.09г. - в размере от 3500 руб. до 5000 руб., вместо 3345 руб. (с НДС), а за оказание за оказание услуг по выполнению кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального гаражного строительства, в размере от 2500 руб. до 3000 руб., вместо 1418 руб. (без НДС) в период с 24.04.2009г. по 30.06.2009г. и 1673 руб. (с НДС) в период с 01.07.2009г. по 22.12.09г. Сумма излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен при оказании указанных услуг согласно постановлению N 37 от 15.03.2010г. составила 47631 руб.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии законного представителя общества в отношении ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр" составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.2010г.
Согласно объяснению директора общества, изложенному в протоколе, "с нарушением согласен". Иные объяснения законного представителя общества в материалах административного производства отсутствуют.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 37 от 15.03.2010г., составленным в присутствии директора общества, заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 95262 руб. (двукратный размер излишне полученной выручки).
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно имеющихся в материалах административного производства договорам, актам приема-передачи выполненных работ и приходно-кассовым ордерам ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр" с обратившимися к нему гражданами заключены договоры по оказанию возмездных услуг, согласно которым (п. 1.1) общество выполняло следующие работы: установление границ участка (землеустроительное дело); подготовка "описания границ земельного участка"; подготовка межевого плана на земельный участок; постановка земельного участка на кадастровый учет.
В пункте 3 договора указана стоимость выполненных работ, установленная исходя из прейскуранта цен на землеустроительные работы по предприятию "ПИФ "Урал-Кадастр" от 24.03.2009г.
Согласно представленному обществом административному органу прейскуранту цен на землеустроительные работы по предприятию "ПИФ "Урал-Кадастр", утвержденного директором 24.03.2009г. стоимость землеустроительных работ по оформлению: (п. 1.1.) гаражных боксов - 3000 руб. (для пенсионеров, ветеранов ВОВ, инвалидов - 2500руб.); (п. 1.2.) участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, эксплуатацию жилого дома - 5000 руб. (для пенсионеров, ветеранов ВОВ, инвалидов - 4500руб.); (п. 1.3.) участков, предоставленных под ведение огородничества и садоводства -2500 руб. (для пенсионеров, ветеранов ВОВ, инвалидов - 2000руб.).
В примечании к прейскуранту цен на землеустроительные работы указано, что в стоимость работ входят необходимые согласования и утверждение границ участков, получение правоустанавливающих документов на земельный участок (при необходимости), постановка земельного участка на кадастровый учет.
В судебном заседании представителем общества представлено "Дополнение к прейскуранту цен на землеустроительные работы по предприятию "ПИФ "Урал-Кадастр" от 24.03.2009г.".
Как следует из объяснения административного органа, указанное Дополнение к Прейскуранту от 24.03.2009г. обществом в ходе привлечения к административной ответственности не представлялось.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п. ), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" субъектам Российской Федерации предоставлено право на период до 1 марта 2015 года устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Во исполнение указанного закона и постановления Правительства Свердловской области от 03.11.2006 г. N 934-ПП "О плане мероприятий по реализации федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", и, в соответствии с возложенными на Комиссию полномочиями, РЭК Свердловской области принято постановление N 44-ПК от 15.04.2009г. "Об утверждении предельных максимальных цен на кадастровые работы в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства", согласно которого предельная цена на кадастровые работы утверждена: в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, в размере 3345 руб. (с НДС) и 2835 руб. (без НДС); в отношении земельного участка, предназначенного для индивидуального гаражного строительства, в размере 1673 руб. (с НДС) и 1418 руб. (без НДС).
В соответствии с п. 3 указанного постановления N 44-ПК от 15.04.2009г. максимальные предельные цены, предусмотренные постановлением, применяются всеми юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими кадастровую деятельность в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства.
Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что цены на кадастровые работы в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства, являются предельными максимальными и могут понижаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно.
При этом в соответствии с п. 5 указанного постановления заявитель вправе обратиться в РЭК Свердловской области с расчетными материалами для установления индивидуальных цен (в случае, если имеется неполное возмещение затрат на осуществление кадастровой деятельности), что обществом сделано не было.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, указанные в статьях 32 и 33 настоящего Федерального закона, обязуются обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
На основании части 2 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 37 указанного закона, результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
Согласно положениям ч. ч. 4 -6 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно п. 6 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", к графической части межевого плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения земельных участков; 3) чертеж земельных участков и их частей; 4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.
Местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов. Материалы межевания объектов землеустройства являются одним из видов землеустроительной документации. Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (ст. 19, 22 Закона РФ "О землеустройстве").
В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 утверждено "Положение о проведении территориального землеустройства".
Пунктами 8, 9 указанного Положения установлено, что межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
Из системного толкования указанных норм следует, что работы, указанные в договорах заявителя, исследуемых заинтересованным лицом в ходе проверки, являются составной и обязательной частью кадастровых работ, на которые РЭК Свердловской области постановлением от 15.04.2009г. N 44-ПК установлены максимальные предельные цены.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 29.10 и ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ административным органом установлено событие административного правонарушения и указаны обстоятельства его совершения.
Оценивая представленное заявителем в судебное заседание Дополнение к Прейскуранту от 24.03.2009г., суд, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, считает, что поскольку в исследуемых в ходе административного дела договорах и актах приема-передачи выполненных работ указаны работы согласно Прейскуранту от 24.03.2009г., обществом выполнялись кадастровые работы, на которые РЭК Свердловской области постановлением от 15.04.2009г. N 44-ПК установлены максимальные предельные цены.
В примечании к Прейскуранту указаны работы, оказываемые обществом, в связи с чем, не понятна цель Дополнения к прейскуранту, который расширяет перечень указанных работ (добавлены дополнительные услуги по проведению экспертизы правоустанавливающих документов; выезд на территорию земельного участка; информационно-консультативные услуги).
При этом суд отмечает, что в договорах и актах приема - передачи выполненных работ, имеющихся в материалах административного производства, данные работы не указаны, а значит, фактически не производились (отсутствует также и документальное подтверждение оказания данных работ).
Кроме того, в ходе производства по административному делу директор общества в своем объяснении не ссылался на оказание дополнительных услуг, а также на Дополнение к Прейскуранту, который был представлен РЭК Свердловской области (согласно акту, как приложение N 8).
В соответствии с пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с тем, что не выявлено объективных обстоятельств, препятствующих обществу исполнить обязанность, возложенную на него по соблюдению законодательства о ценообразовании, вина заявителя, установленная заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого постановления, нашла свое подтверждение в судебном заседании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.6 КолАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений со стороны административного органа при привлечении предприятия к административной ответственности судом не выявлено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела является непосредственное обнаружение должностным лицом наличия события правонарушения; дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного ссылку заявителя на нарушения административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении проверки суд считает не состоятельной, поскольку в рамках заявленных требований об оспаривании постановления об административном правонарушении указанные нарушения не влияют на процедуру привлечения к административной ответственности.
Из материалов административного дела следует, что при проверке РЭК Свердловской области исследовались 4 договора с гражданами: Зудиным Ю.М., Пислегиным Н.П., Путовым В.И., Мясниковым А.К.
Согласно указанным договорам обществом оказывались кадастровые работы, на которые РЭК Свердловской области постановлением от 15.04.2009г. N 44-ПК установлены максимальные предельные цены. При этом согласно документам об оплате по указанным договорам сумма излишне полученной выручки составила 2154 руб.
Поскольку остальные договоры исследовались согласно журналу учета договоров с физически лицами за 2009 год, суд считает, что административным органом не доказано в силу требований п. 4 ст. 210 АПК РФ, что по всем остальным договорам предоставлялись кадастровые работы, на которые установлены РЭК Свердловской области максимальные предельные цены.
В связи с тем, что каждое начисление и взимание платы, установленной с нарушением порядка ценообразования, свидетельствует о совершении обществом в каждом случае самостоятельное правонарушение, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, суд считает, что при указанных выше обстоятельствах мера ответственности, предусмотренная ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, составляет штраф в размере 4308 руб.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 1 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, в силу положений п. 2 ст. 211 АПК РФ требования заявителя о признании незаконным постановления РЭК по Свердловской области от 15.03.2010г. подлежат удовлетворению в части размера административного штрафа, превышающего 4308 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования ООО "Проектно-изыскательская фирма "Урал-Кадастр" удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15.03.2010г. N 37 по делу об административном правонарушении в части размера штрафа, превышающего 4308 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 апреля 2010 г. N А60-11694/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника