Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2010 г. N Ф09-3328/10-С1 по делу N А47-4759/2008
Дело N А47-4759/2008
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2009 по делу N А47-4759/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Илецксоль" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 04.07.2008 N 26 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 21.12.2009 (судья Карев А.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 (судьи Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов относительно недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, в том числе и вины общества в его совершении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. При этом административный орган указывает на то, что общество, размещая свои отходы производства и потребления, обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду вне зависимости от вида его предпринимательской деятельности. В своей жалобе управление также отмечает, что вывод апелляционного суда о передаче заявителем отходов, образующихся в процессе деятельности общества, третьим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами не подтвержден материалами дела. Кроме того, управление не согласно с выводом судов о необоснованном применении повышающего пятикратного коэффициента при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", приказа Ростехнадзора от 08.07.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду".
В ходе проверки было выявлено, что обществом в нарушение требований ст. 16 Закона N 7-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2008 г.; полностью не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 1-й квартал 2008 г.; перечислена плата в размере 372 руб. за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников.
По факту выявленных нарушений управлением составлен протокол об административном правонарушении от 24.06.2008 N 28, на основании которого вынесено постановление от 04.07.2008 N 26 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в том числе и вины общества в его совершении, удовлетворили заявленные требования.
Данный вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 8.41 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ определено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно п. 1, 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.
В силу ст. 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления (далее - отходы) подразумеваются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов. При этом хранением отходов является содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 Кодекса).
Из оспариваемого постановления управления следует, что обществу вменяется в вину неначисление и невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 1-й квартал 2008 г.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет горнодобывающую деятельность, а именно: деятельность по добыче и переработке каменной соли, в результате которой образуются отходы с 1-ого по 5-ый классы опасности.
Между тем отходы, образующиеся в процессе деятельности общества, передаются третьим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а равно получило либо получало прибыль в результате такой деятельности, управлением в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившими в законную силу судебным актами, вынесенными по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12211/2006, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
Суды обеих инстанций также установили неправомерность выводов управления о необходимости применять повышающий пятикратный коэффициента при расчете платы за размещение отходов.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности управлением наличия в действиях общества факта неначисления и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов потребления, что является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обеих инстанций также пришли к выводу о недоказанности административным органом вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не следует, что при его вынесении управлением исследовался вопрос о наличии вины. В нарушение положений ст. 29.10 Кодекса в постановлении указанные обстоятельства не отражены.
Как правильно отметили суды, по существу в оспариваемом постановлении изложена только объективная сторона правонарушения.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При названных обстоятельствах вывод судов о недоказанности управлением наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.41 Кодекса, является правильным.
Доводы управления, приведенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2009 по делу N А47-4759/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций также установили неправомерность выводов управления о необходимости применять повышающий пятикратный коэффициента при расчете платы за размещение отходов.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности управлением наличия в действиях общества факта неначисления и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов потребления, что является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса.
...
Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не следует, что при его вынесении управлением исследовался вопрос о наличии вины. В нарушение положений ст. 29.10 Кодекса в постановлении указанные обстоятельства не отражены.
...
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При названных обстоятельствах вывод судов о недоказанности управлением наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.41 Кодекса, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2010 г. N Ф09-3328/10-С1 по делу N А47-4759/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника