Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2010 г. N Ф09-3466/10-С6 по делу N А07-5823/2009
Дело N А07-5823/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2009 г. N 18АП-8363/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Маликовой Э.М., Семеновой З.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" (далее - общество "ЛЗК "Башлеспром") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2009 по делу N А07-5823/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЛЗК "Башлеспром" - Голиков М.П. (доверенность от 09.03.2010 N 131);
Министерства промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан - Конторщиков А.В. (доверенность от 17.11.2009);
Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - Вахитов В.Ф. (доверенность от 12.01.2010 N 08/34);
общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (далее - общество "ЛПК "Селена") - Миронов В.Б. (доверенность от 10.02.2010 N ЛПК/10-03).
Общество "ЛЗК "Башлеспром" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р в части предоставления в аренду обществу "ЛПК "Селена" земельных участков: Тирлянское лесничество - Тирлянский участок, номера кварталов 11, 15, 16, 17, 25, 26, 27, 42, 43, 63, 64, 71, 72, 81, 82, 83, 100, 116, 123, Аршинский участок, номера кварталов 27, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 42, 44, 53, 60, 61, 63, 64, 65, 66, Верхнебельский участок, номера кварталов 56, 78, 90; Белорецкое лесничество - Журавлинский участок, номера кварталов 61, 74, 81, 90, 91, 101, 102, 104, 116, 192, 147-151, 161, Белорецкий участок, номера кварталов 20, 30, 33, 35, 36, 47, 48, 51, 52, 62-67, 76-78, 91, 93, 101, 119, 133, 134, 136, 137, 153, 171, 172, Ишлинский участок, номера кварталов 8, 14, 15, 17-19, 22, 23, 26, 31, 32, 44, Серменевский участок, номера кварталов 95, 121, 153, 159, Сосновский участок, номера кварталов 87, 88, 90, 120; Абезлиловское лесничество - Хамитовский участок, номера кварталов 5, 6, 9-11, 14, 15, 17, 26-28, 30, 31, 43, 44, 46, 47, 49, 54, 56-59, 62, 64, 67, Бурангуловский участок, кварталы 1-5, 10-12, 15, 19, 28, 42, 43, 46, 55, 56 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "ЛПК "Селена", Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан.
Решением суда от 03.12.2009 (судья Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ЛЗК "Башлеспром" просит указанные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 N УП-362, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение принято неуполномоченным органом, так как принятие решения по предоставлению в аренду лесных участков относится к компетенции Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
В возражениях на кассационную жалобу Правительство Республики Башкортостан просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р общество "ЛПК "Селена" и представленная им концепция инвестиционного проекта в области освоения лесов признаны соответствующими требованиям, установленным Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение), утверждена и рекомендована для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заявка общества "ЛПК "Селена" на реализацию инвестиционного проекта "Создание производства с полным циклом переработки древесины".
На Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в целях реализации инвестиционного проекта "Создание производства с полным циклом переработки древесины" возложена обязанность предоставить обществу "ЛПК "Селена" в аренду без проведения аукциона участки лесного фонда согласно приложению (п. 3 распоряжения).
В соответствии с Перечнем участков лесного фонда, являющимся приложением к указанному распоряжению, в заявку на реализацию инвестиционного проекта "Создание производства с полным циклом переработки древесины" включены в том числе, следующие участки лесного фонда: 1. Тирлянское лесничество: Тирлянский участок - номера кварталов 11, 15, 16, 17, 25, 26, 27, 42, 43, 63, 64, 71, 72, 81, 82, 83, 100, 116, 123, Аршинский участок -номера кварталов 27, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 41, 42, 44, 53, 60, 61. 63. 64, 65, 66, Верхнебельский участок - номера кварталов 56, 78, 90; 2. Белорецкое лесничество: Журавлинский участок - номера кварталов 61, 74, 81, 90, 91, 101, 102, 104, 116, 192, 147-151, 161, Белорецкий участок - номера кварталов 20, 30, 33,35,36,47,48,51,52,62-67,76-78,91,93, 101, 119, 133, 134, 136, 137, 153, 171, 172, Ишлинский участок - номера кварталов 8, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 31, 32, 44, Серменевский участок - номера кварталов 95, 121, 153, 159, Сосновский участок - номера кварталов 87, 88, 90, 120; 3. Абзелиловское лесничество: Хамитовский участок - номера кварталов 5, 6, 9-11, 14, 15, 17, 26, 27, 28, 30, 31, 43, 44, 46, 47 ,49, 54, 56, 57, 58, 59, 62, 64, 67, Бурангуловский участок - номера кварталов 1-5, 10, 11, 12, 15, 19, 28, 42, 43, 46, 55, 56.
На основании названного распоряжения приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.02.2009 N 58 инвестиционный проект общества "ЛПК "Селена" - "Создание производства с полным циклом переработки древесины" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Общество "ЛПК "Селена", полагая, что в названной части распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, поскольку ранее эти участки лесного фонда были предоставлены ему в аренду сроком до 2015 года в соответствии с договорами от 16.06.2008 N 02-04-07/028/2008-092, от 16.06.2008 N 02-04-07/027/2008-435, от 24.06.2008 N 02-04-07/028/2008-088, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч.З ст.74 Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Судами установлено, что во исполнение оспариваемого распоряжения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан с обществом "ЛПК "Селена" заключены договоры аренды лесных участков. При этом лесные участки, указанные в заявлении общества "ЛЗК "Башлеспром", как принадлежащие ему на праве аренды, в состав передаваемых обществу "ЛПК "Селена" земельных участков не вошли и фактически не передавались.
Кроме того, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 02.12.2009 N 1341-р в оспариваемое распоряжение внесены изменения, согласно которым утвержденный оспариваемым распоряжением перечень участков лесного фонда для включения в заявку на реализацию инвестиционного проекта признан утратившим силу.
Принимая во внимание эти обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что принятие оспариваемого распоряжения не привело к нарушению прав общества "ЛЗК "Башлеспром".
С учетом изложенного суды обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение принято неуполномоченным органом, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. Апелляционный суд исходя из того, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в аренду лесных участков в пределах земель лесного фонда предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации, п. 5 Положения не содержит перечня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на принятие решения об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Республики Башкортостан в пределах его компетенции.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2009 по делу N А07-5823/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ч.З ст.74 Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение принято неуполномоченным органом, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. Апелляционный суд исходя из того, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в аренду лесных участков в пределах земель лесного фонда предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации, п. 5 Положения не содержит перечня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на принятие решения об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Республики Башкортостан в пределах его компетенции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2010 г. N Ф09-3466/10-С6 по делу N А07-5823/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11622/10
20.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11622/10
12.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3466/10-С6
12.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3466/10
19.04.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3466/10
03.12.2009 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5823/09
28.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8363/2009