Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 мая 2010 г. N Ф09-3171/10-С3 по делу N А47-9823/2009
Дело N А47-9823/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 г. N 18АП-8216/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2009 по делу N А47-9823/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургэнергонефть" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании инспекции возвратить проценты в сумме 50491 руб. 20 коп.
Решением суда от 16.12.2009 (судья Лазебная Г.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 (судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, оснований для начисления процентов не имеется, поскольку принудительного взыскания суммы штрафа не осуществлялось, а налогоплательщик самостоятельно подал заявление о зачете суммы штрафа из имеющейся переплаты по налогу.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что зачет имеющейся переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет оплаты штрафа был произведен налоговым органом на основании требования, то есть в принудительном порядке, обязанность налогоплательщика нельзя считать добровольно исполненной, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применимы положения ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией было вынесено решение от 18.04.2008 N 117 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 689926 руб.
Налоговым органом в адрес общества направлено требование от 28.05.2008 N 1748 об уплате штрафа в сумме 689926 руб.
В ответ на требование общество направило письмо от 19.06.2008, в котором выразило несогласие с привлечением его к ответственности, однако в целях избежания последующих этапов принудительного взыскания, просило произвести зачет из переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет уплаты штрафа.
Зачет был произведен налоговым органом 20.06.2008, что подтверждается извещением N 23203.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 18.04.2008 N 117.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4741/2008 требования общества были удовлетворены, решение суда вступило в законную силу без изменения его судом апелляционной инстанции.
В связи с вступлением в законную силу судебного акта, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что инспекцией неправомерно взыскан штраф в сумме 689926 руб., в связи, с чем на основании ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации на данную сумму подлежат начислению проценты.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
Согласно ст. 21, 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе, злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса (п. 5 действующей редакции Кодекса), предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Судами установлено, что решение инспекции от 18.04.2008 N 117, согласно которому произведено взыскание штрафа, признано недействительным вступившим в законную силу решением арбитражного суда; инспекцией допущено излишнее взыскание штрафа в сумме 689926 руб.; правомерность расчета процентов подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорена.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у общества права на взыскание с инспекции процентов на сумму излишне взысканного штрафа.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2009 по делу N А47-9823/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе, злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса (п. 5 действующей редакции Кодекса), предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2010 г. N Ф09-3171/10-С3 по делу N А47-9823/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника