Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 мая 2010 г. N Ф09-3429/10-С2 по делу N А76-42059/2009-48-362/47
Дело N А76-42059/2009-48-362/47
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области (далее - управление, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2010 по делу N А76-42059/2009-48-362/47.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Фадеева B.C. (далее - предприниматель, страхователь) 570 руб. 60 коп. финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета.
Из материалов дела следует, что управлением проведена камеральная проверка достоверности представления страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета, о чем составлен акт от 23.07.2009 N 13.
Из акта следует, что страхователем представлены недостоверные сведения за расчетный период 2008 года, а также имеют место расхождения в сведениях о суммах страховых взносах, указанных в Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) и в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, полученной из Инспекции Федеральной налоговой службы г. Снежинска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения от 27.08.2009 N 4 о привлечении предпринимателя, использующего труд наемных работников, к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" (далее - Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в виде взыскания 570 руб. 60 коп. финансовых санкций.
Управлением выставлено требование от 21.09.2009 N 3 об уплате финансовых санкций в десятидневный срок с момента его получения, неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения управления за взысканием штрафа за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в судебном порядке.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2010 (судья Кузнецова М.В.) в удовлетворении требований отказано. Суд исходил из того, что управлением нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности, поскольку не обеспечены условия для реализации обязанности по представлению надлежащих сведений, а также недоказанности управлением состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и полагает, что решение от 27.08.2009 N 4 принято им согласно требованиям Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Статьей 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные названным Законом.
Статьей 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, определяется Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция).
Согласно абз. 3 п. 35 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Пунктом 36 Инструкции предусмотрено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, из содержания данной Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем
индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
На основании ч. 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Поскольку положениями Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, арбитражный суд правомерно исходил из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что управлением доказательства направления предпринимателю уведомления о выявленных расхождениях между представленными им индивидуальными сведениями и результатами проверки с указанием срока их исправления не представлены. При этом судом отмечено, что акт камеральной проверки не содержит требования устранить обнаруженные несоответствия и не устанавливает соответствующий срок для их устранения и, соответственно, правомерно не принят судом в качестве надлежащего доказательства.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований, установленных ст. 100 Кодекса, управлением не доказан состав правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в действиях страхователя, поскольку управлением надлежащим образом не изложены обстоятельства совершения правонарушения, не установлено, в чем заключается недостоверность представленных ему предпринимателем сведений, в результате каких виновных (противоправных) действий эти сведения были указаны в соответствующей строке ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, а также не указаны конкретные документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства названного правонарушения.
Кроме того, судом также обоснованно отмечено, что ни в акте камеральной проверки, ни в решении не указано, в отношении скольких лиц представлены недостоверные сведения.
Поскольку управлением не обеспечены условия для реализации предпринимателем обязанности по представлению надлежащих сведений, не доказаны обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, а также размер платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных по лицам, в отношении которых представлены недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о нарушении управлением порядка привлечения страхователя к ответственности и отсутствии оснований для взыскания штрафа за непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, что в силу требований, указанных в ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2010 по делу N А76-42059/2009-48-362/47 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и из материалов дела следует, что управлением доказательства направления предпринимателю уведомления о выявленных расхождениях между представленными им индивидуальными сведениями и результатами проверки с указанием срока их исправления не представлены. При этом судом отмечено, что акт камеральной проверки не содержит требования устранить обнаруженные несоответствия и не устанавливает соответствующий срок для их устранения и, соответственно, правомерно не принят судом в качестве надлежащего доказательства.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований, установленных ст. 100 Кодекса, управлением не доказан состав правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в действиях страхователя, поскольку управлением надлежащим образом не изложены обстоятельства совершения правонарушения, не установлено, в чем заключается недостоверность представленных ему предпринимателем сведений, в результате каких виновных (противоправных) действий эти сведения были указаны в соответствующей строке ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, а также не указаны конкретные документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства названного правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2010 г. N Ф09-3429/10-С2 по делу N А76-42059/2009-48-362/47
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника