Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 мая 2010 г. N Ф09-3557/10-С3 по делу N А50-30517/2009
Дело N А50-30517/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2011 г. N Ф09-11185/10 по делу N А50-6220/2010
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2011 г. N Ф09-11185/10-С2 по делу N А50-6220/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2010 г. N Ф09-8051/10-С5 по делу N А50-3621/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2010 г. N Ф09-8736/10-С3 по делу N А50-8172/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2009 г. N 17АП-4860/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А50-30517/2009 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании принял участие представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АК Сбербанк РФ (ОАО) в лице филиала Губахинского ОСБ N 6897 - Ликанова Н.И. (доверенность от 21.11.2007).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Маркет-Сервис" (далее - общество, налогоплательщик) и инспкции, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий инспекции по безакцептному списанию (снятию) денежных средств с расчетного счета общества в обшей сумме 691 143 руб. 23 коп., в том числе действий, произведенных 03.06.2009 в сумме 67 044 руб. 20 коп., 10.06.2009 в сумме 13 620 руб. 62 коп., 11.06.2009 в сумме 23 397 руб. 87 коп., 16.06.2009 в сумме 21 993 руб. 91 коп., 17.06.2009 в сумме 41 728 руб. 93 коп., 18.06.2009 в сумме 45 190 руб. 85 коп., 19.06.2009 в сумме 40 016 руб. 89 коп., 22.06.2009 в сумме 54 716 руб. 54 коп., 23.06.2009 в сумме 30 132 руб. 86 коп., 24.06.2009 в сумме 214 189 руб. 56 коп., 24.06.2009 в сумме 74 861 руб. 27 коп., 25.06.2009 в сумме 58 418 руб. 57 коп., 26.06.2009 в сумме 5831 руб. 16 коп., а также о восстановлении нарушенных прав путем возврата незаконно списанных денежных средств.
Решением суда от 25.11.2009 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Борзенкова И.В.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции по безакцептному списанию денежных средств с расчетного счета общества в обшей сумме 691 143 руб. 23 коп., в том числе действий, произведенных 03.06.2009 в сумме 67 044 руб. 20 коп., 10.06.2009 в сумме 13 620 руб. 62 коп., 11.06.2009 в сумме 23 397 руб. 87 коп., 16.06.2009 в сумме 21 993 руб. 91 коп., 17.06.2009 в сумме 41 728 руб. 93 коп., 18.06.2009 в сумме 45 190 руб. 85 коп., 19.06.2009 в сумме 40 016 руб. 89 коп., 22.06.2009 в сумме 54 716 руб. 54 коп., 23.06.2009 в сумме 30 132 руб. 86 коп., 24.06.2009 в сумме 214 189 руб. 56 коп., 24.06.2009 в сумме 74 861 руб. 27 коп., 25.06.2009 в сумме 58 418 руб. 57 коп., 26.06.2009 в сумме 5831 руб. 16 коп. Суд обязал инспекцию восстановить нарушенные интересы общества путем возврата незаконно списанных денежных средств в сумме 691 143 руб. 23 коп.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение апелляционным судом ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В обоснование жалобы указано на то, что решения инспекции от 31.03.2009 N 7702, от 14.04.2009 N 8261 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке вынесены до принятия решения о ликвидации общества, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, незаконность действий не подтверждена материалами дела. По мнению налогового органа, законность действий государственных органов, которые оспариваются налогоплательщиком, следует проверять с учетом фактических обстоятельств, существовавших на момент осуществления данных действий.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, в связи с невыполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на добавленную стоимость и единого социального налога за 2008 год инспекцией направлены в адрес общества требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26.02.2009 N 12938 и от 25.03.2009 N 23802.
Поскольку указанные требования не исполнены добровольно, инспекцией вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 31.03.2009 N 7702 и от 14.04.2009 N 8261.
В банк инспекцией направлены инкассовые поручения от 31.03.2009 N 4198 и от 14.04.2009 N 4972 на сумму 847 688 руб. и 296 132 руб. соответственно, на основании которых Губахинским ОСБ N 6897 с расчетного счета налогоплательщика произведено списание денежных средств в период с 03.06.2009 по 26.06.2009 в общей сумме 691 143 руб. 23 коп.
Считая, что списание налогов, относящихся к реестровой задолженности, произведено инспекцией с нарушением действующего законодательства о банкротстве, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, указав, что взысканные с налогоплательщика налоговые платежи возникли в 2008 году, то есть до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), и взысканы в бесспорном порядке в период нахождения общества в процессе ликвидации.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания действий инспекции незаконными, в связи с тем, что требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика приняты до начала ликвидационных процедур.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из того, что задолженность, не относящаяся к текущей и подлежащая включению в реестр требований кредиторов, не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном Кодексом, вопрос о взыскании налогов должен решаться конкурсным управляющим или судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя.
Судами установлено, что общим собранием участников общества от 10.04.2009 принято решение о его ликвидации, о чем 04.05.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидатора.
Согласно ст. 49 Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.
Судами установлено, что общество 20.04.2009 обратилось в суд с заявлением о банкротстве по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2009 по делу N А50-8468/09 заявление общества принято. Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2009 по делу N А50-8468/09 общество признано несостоятельным (банкротом).
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Текущие требования по обязательным платежам за исключением возникших после признания должника банкротом удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Поскольку взысканные с общества налоговые платежи относятся к платежам 2008 года, заявление о банкротстве подано в суд 20.04.2009, задолженность не относится к текущей, подлежит включению в реестр требований кредиторов и не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном налоговым законодательством.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с тем, что действия налогового органа по безакцептному списанию оспариваемых сумм нарушают законные права и интересы общества и не соответствуют действующему законодательству, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А50-30517/2009 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Текущие требования по обязательным платежам за исключением возникших после признания должника банкротом удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Поскольку взысканные с общества налоговые платежи относятся к платежам 2008 года, заявление о банкротстве подано в суд 20.04.2009, задолженность не относится к текущей, подлежит включению в реестр требований кредиторов и не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном налоговым законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2010 г. N Ф09-3557/10-С3 по делу N А50-30517/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника