Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 февраля 2009 г. N А60-40094/2008-С3
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2997/09-С6 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-41144/2008-С3 по иску Прокуратуры Свердловской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", Закрытому акционерному обществу "Пектораль-3",
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области
Федеральное агентство связи,
о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Васильева М.А. - представитель по доверенности от 10.10.2008 г. N 8-12-08.
от ФГУП "Почта России": Астафьева Е.В., представитель по доверенности
66Б394509 от 20.05.2008 г.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Прокуратура Свердловской области обратилась в арбитражный суд Свердловской области с иском к ФГУП "Почта России", ЗАО "Пектораль-3" и просит признать недействительным (ничтожным) договор N 1453/11 аренды недвижимого имущества общей площадью 98,3 кв.м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы,37, заключенный 01.09.2006 г. между ФГУП "Почта России" в лице директора УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" и ЗАО Пектораль-3", применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать ЗАО "Пектораль-3" передать ФГУП "Почта России" помещение общей площадью 98,3 кв.м., находящееся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, 37
Поводом для обращения в суд явилось нарушение ответчиками при заключении оспариваемого договора действующего законодательства, а именно совершение сделки с федеральным имуществом в отсутствие согласия уполномоченного органа (Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области) на сдачу в аренду спорного помещения, без проведения конкурса и оценки стартового размера арендной платы.
Правовым основанием заявленных требований являются положения ст. 168, ст. 295, ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685.
Ответчик ФГУП "Почта России" (далее - Почта) с иском не согласился, сославшись, в том числе, на особый порядок заключения сделок с имуществом организаций почтовой связи, установленный ФЗ "О почтовой связи". В отзыве на иск ответчик указал на то, что уполномоченным органом, осуществляющим правомочия собственника в отношении федерального имущества почтовой связи является Федеральное агентство связи, согласие которого на совершение оспариваемой сделки было получено, заключение спорного договора на конкурсной основе не является обязательным, заключение независимого оценщика о рыночной стоимости права пользования спорным объектом было получено.
В представленном отзыве Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области с исковыми требования Прокуратуры Свердловской области согласно полностью, и считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Федеральное агентство связи (Россвязь) в своем отзыве исковые требования отклонило, пояснив, что Федеральное агентство связи одобрило совершение сделки между ФГУП "Почта России" и ЗАО "Пектораль", что подтверждается письмом от 24.05.2006 г. N АЩ-П33-5936, сделка заключена в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 г. N 3133 " О передаче имущества ФГУП "Почта России" отдельно-стоящее здание, литер Б, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Победы, д.37, передано ФГУП "Почта России".
Между ФГУП "Почта России" в лице директора УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" и ЗАО "Пектораль-3" 01.09.2006 заключен договор N 1453/11 аренды недвижимого имущества общей площадью 98,3 кв.м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, 37
В соответствии с п. 3.1 договора, договор заключен на срок до 30.08.2007.
Как следует из уведомления от 13.08.2007 N 66.11-28/4956, направленного директором филиала ФГУП "Почта России" - Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области в адрес ЗАО "Пектораль-3" договор аренды недвижимого имущества N 1453/11 от 01.09.2006 в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что обязательным условием заключения договора аренды имущества государственного унитарного предприятия, является получение на это согласия собственника.
Исходя из содержания устава ФГУП "Почта России" предприятие является коммерческой организацией, находящейся в ведомственном подчинении Министерства Российской федерации по связи и информатизации, предметом деятельности предприятия является оказание на всей территории Российской Федерации услуг почтовой связи.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999 г. сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Таким федеральным органом исполнительной власти по отношению к имуществу ФГУП "Почта России" является Федеральное агентство связи, которое в соответствии с пунктом 5.2. Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г., осуществляет в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере почтовой связи, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
В представленном в суд отзыве Федеральное агентство связи указало, что ответчиком ФГУП "Почта России" от него как представителя собственника, было получено согласие на заключение оспариваемого договора аренды.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Федерального агентства связи от 24.05.2006 г. N АЩ-П33-5936, свидетельствующее о наличии подобного согласия.
Таким образом, довод прокурора о необходимости получения согласия на заключение спорного договора от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом является необоснованным.
Вместе с тем договор аренды N 1453/11 от 01.09.2006 г. не может быть признан судом действительным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи является федеральной собственностью.
Из п. 3.1 Устава ФГУП "Почта России" следует, что имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях (в редакции от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ0 государственное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду без согласия собственника имущества государственного предприятия.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона N 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. " О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. В силу ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" распределение функций между различными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и по вопросам управления федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", от 06.06.2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" право на реализацию в отношении недвижимого имущества полномочий собственника от имени Российской Федерации возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. К таким полномочиям пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 739 отнесено в том числе согласование сделок, совершаемых унитарными предприятиями с недвижимым имуществом, с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится унитарное предприятие.
В соответствии с п.п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность, в том числе и через свои территориальные органы.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 6155-р "О согласовании сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за ним в хозяйственном ведении федерального недвижимого имущества" в случае, если федеральное недвижимое имущество расположено в ином субъекте Российской Федерации, нежели федеральное государственное унитарное предприятие, решение о согласовании такой сделки принимается территориальным органом Минимущества России по месту регистрации указанного федерального государственного унитарного предприятия с учетом мнения территориального органа Минимущества России по месту расположения недвижимого имущества.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 (в редакции от 24.09.2007 г.) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции Министерства имущественных отношений Российской Федерации по управлению федеральным имуществом переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
С учетом регистрации ФГУП "Почта России" в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Южному административному округу г. Москвы, согласие на сдачу в аренду спорного имущества должно даваться Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве.
Такого согласия ФГУП "Почта России" не получено.
Как следует из письма от 29.02.2008 г. N 66.11-28/1180 исполняющего обязанности директора филиала ФГУП "Почта России" - Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области указанное предприятие в феврале 2008 года обратилось в ТУ Росимущества по Свердловской области по вопросу разрешения на сдачу в аренду объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности. Хотя данное управление может выразить только мнение по вопросу заключения оспариваемой сделки.
С учетом изложенного, на момент заключения договора ФГУП "Почта России" в лице директора УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" не обладало правом заключать договор аренды на помещение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, 37. Кроме того, в силу статьи ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 (в редакции от 23.03.2006) "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - договор аренды), осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Особый порядок распоряжения объектами недвижимого имущества организаций федеральной почтовой связи законодательством РФ не установлен. Иных законных оснований для заключения договора аренды без проведения конкурса также не имеется.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении торгов, регламентировано распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28.07.1998 г. N 774-р, разработанное последним в соответствии со статьями 447-449 ГК РФ и действующее до установления уполномоченным органом порядка проведения конкурса в части, не противоречащей действующему законодательству.
Проанализировав вышеуказанные нормы права в их совокупности, суд считает, что оснований для заключения спорного договора аренды без проведения конкурса у ФГУП не имелось, при этом из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный договор заключен без проведения конкурсных процедур.
Кроме того, в силу статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов недвижимости является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, в том числе в целях их передачи в аренду.
Поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГУП "Почта России", допускается только с согласия собственника этого имущества, то проведение оценки объекта договора аренды с целью последующего определения стартового размера арендной платы является обязательным.
Учитывая, что при заключении договора N 1453/11 аренды недвижимого имущества общей площадью 98,3 кв.м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, 37, заключенный 01.09.2006 между ФГУП "Почта России" в лице директора УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" и ЗАО "Пектораль-3" нарушены установленные действующим законодательством условия об обязательности проведения конкурса и оценки, договор заключен при отсутствии у ФГУП зарегистрированного права хозяйственного ведения, в связи с чем такая сделка является недействительной на основании статьи 168 ГК РФ.
Пунктами 1, 2 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Это правило, именуемое обычно двусторонней реституцией, предусматривает возвращение сторонами друг другу всего полученного по сделке, а в случае невозможности возвращения полученного в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возмещение его стоимости в деньгах.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Абзацем 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что обществом внесена оплата за пользование арендуемым имуществом в размере, превышающем стоимость фактического пользования за спорный период, суд считает возможным применить одностороннюю реституцию. При этом судом учтено, что поскольку в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 г. N 1362-р спорное помещение передано и закреплено за ФГУП на праве хозяйственного ведения, применение последствий недействительности сделки в виде обязания общества передать спорное помещение ФГУП является обоснованным.
При распределении судебных расходов по настоящему делу арбитражный суд принимает во внимание нижеследующее.
Как установлено положениями подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В связи с чем, по основанию ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в равных долях в доход федерального бюджета РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями, 110, 167-170, 175-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать недействительным (ничтожным) договор N 1453/11 аренды недвижимого имущества общей площадью 98,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, 37, заключенный 01.09.2006 г. между Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" в лице директора УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" и Закрытым акционерным обществом "Пектораль-3".
2. Применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать Закрытое акционерное общество "Пектораль-3" передать Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" помещение общей площадью 98,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы,37.
3. Взыскать с Закрытого акционерного общества "Пектораль-3" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп.
4. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 февраля 2009 г. N А60-40094/2008-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2997/09-С6 настоящее решение оставлено без изменения