Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2009 г. N А60-5061/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2009 года
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Турянского Павла Владимировича к Администрации Горнозаводского управленческого округа об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокурора Тагилстроевского района Нижнего Тагила и МУ "Служба экологической безопасности" (далее МУ "СЭБ"),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Д.П. Выжимок, по доверенности от 20.04.2007 г. N 66АБ 784081.
Заинтересованное лицо и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От Администрации Горнозаводского управленческого округа, Прокурора Тагилстроевского района Нижнего Тагила и МУ "Служба экологической безопасности" поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Ходатайства судом удовлетворены, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится без участия заинтересованного лица и третьих лиц.
При обращении в суд П.В. Турянским заявлено ходатайство о восстановлении десятидневного срока на обжалование постановлений, вынесенных 20.01.2009 г. При этом заявитель ссылается на то, что не присутствовал при рассмотрении дел об административных правонарушениях, о вынесенных решениях ему известно не было, а тексты оспариваемых постановлений им получены лишь 13.02.2009 г., после чего 18.02.2009 г. он обратился в суд.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства вручения заявителю копий постановлений и его своевременного уведомления о вынесенных решениях, данное ходатайство подлежит удовлетворению.
Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Индивидуальный предприниматель П.В. Турянский просит признать незаконным и отменить постановления Администрации Горнозаводского управленческого округа N 2 от 20.01.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 руб., и N 3 от 20.01.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
Заинтересованное лицо и МУ "СЭБ" с требованиями не согласны, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановлений.
Прокурор полагает, что постановление N 2 от 20.01.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является незаконным в части назначения наказания в виде штрафа в размере превышающем 5000 руб., в остальном постановления являются законными и обоснованными, поскольку факты совершения предпринимателем правонарушений полностью подтверждены материалами дела.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Муниципальным учреждением "Служба экологической безопасности" совместно с Прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя П.В. Турянского по вопросам соблюдения требований норм и правил в области охраны окружающей среды на принадлежащем предпринимателю объекте - оптовом складе торговли продуктами питания по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Индустриальная, 33, строение 7.
По результатам проверки составлены акты N 319 от 09.12.2008 г. и N 132 от 11.06.2008 г., на основании которых Прокурором 26.12.2008 г. в отношении П.В. Турянского возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 и статьей 8.21. КоАП РФ, направленные на рассмотрение в Администрацию Горнозаводского управленческого округа.
На основании данных постановлений и материалов проверки заместителем главного государственного инспектора Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов В.Ф. Бок вынесены постановления N 2 и N 3 от 20.01.2009 г. о привлечении П.В. Турянского к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. и по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
В соответствии со статьей 8.2. КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.21. КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьей 23.29 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2 и 8.21 рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 51 данного Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, при этом запрещается сброс отходов на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон).
Согласно статье 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 Закона транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта опасных отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В пункте 3 статьи 18 Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", согласно которых временное хранение или временное складирование отходов производства и потребления допускается исключительно на специально оборудованных для этого местах.
Как следует из материалов дела, при обследовании оптового склада торговли продуктами питания, находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Индустриальная, 33, строение 7 и принадлежащего индивидуальному предпринимателю П.В. Турянскому, проверяющими были выявлены факты сжигания твердых отходов (бытовой мусор, упаковочная картонная тара, мешки, пленка и т. д.) в железной емкости на территории, прилегающей к зданию склада; что при эксплуатации данного объекта не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе безопасного размещения отходов, а также не проводятся мероприятия по благоустройству территории: прилегающая к складу территория захламлена, отходы производства и потребления несанкционированно размещаются на прилегающей к складу территории, стандартный контейнер для сбора твердых отходов и специально оборудованная площадка временного складирования отходов производства и потребления отсутствуют (акт N 319 от 09.12.2008 г.).
При осуществлении деятельности П.В. Турянского по оптовой торговле продовольственными продуктами образуются отходы производства, поэтому предпринимателя является лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
В связи с этим действия предпринимателя, нарушающего такие требования, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлен запрет на хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 этого Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такие же положения предусмотрены санитарными правилами СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", направлеными на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливающими обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов.
Проверкой установлено, что предпринимателем П.В. Турянским осуществляется сжигание твердых отходов - бытовой мусор, упаковочная картонная тара, мешки, пленка и т. д. (акт N 319 от 09.12.2008 г., акт N 132 от 11.06.2008 г.).
Поскольку данные действия, связанные с выбросом в атмосферный воздух вредных веществ, осуществляются систематически, в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, выводы Прокурора Тагилстроевского района города Нижнего Тагила и заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов В.Ф. Бок о наличии в действиях предпринимателя составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ являются обоснованными.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Суд признает необоснованными доводы заявителя о существенном нарушении порядка проведения проверки и о недоказанности фактов противоправных действий, квалифицированных в качестве административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что внеплановая проверка П.В. Турянского проведена на основании Приказа N 79 от 09.12.2008 г., при проведении проверки проверяющим было представлено уведомление о проведении обследовании, которым предпринимателю предложено представить необходимые документы, подтверждающие соблюдение законодательства об охране окружающей среды. Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что данная проверка проводилась в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении аналогичных нарушений.
Акты проверки N 319 от 09.12.2008 г. и N 132 от 11.12.2008 г. получены и подписаны П.В. Турянским, т. е. с результатами проверки предприниматель был ознакомлен надлежащим образом.
Дела об административных правонарушениях прокурором возбуждены в присутствии П.В. Турянского, которому вручены копии постановлений о возбуждении дел и разъяснены права лица, привлекаемого к ответственности.
Помимо актов проверки и постановлений прокурора факты совершения П.В. Турянским административных правонарушений подтверждены объяснениями самого предпринимателя, приложенными к актам фототаблицами, другими доказательствами.
Вместе с тем при вынесении обжалуемых постановлений были допущены существенные нарушения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что определениями от 13.01.2008 г. рассмотрение дела о привлечении П.В. Турянского к ответственности по части 1 статьи 8.21. КоАП РФ назначено на 20.01.2008 в 10 час. 40 мин., рассмотрение дела по статье 8.2 КоАП РФ назначено на 20.01.2008 в 11 час. 00 мин. Данные определения были направлены в адрес предпринимателя почтовой связью 14.01.2008 г. и получены последним 20.01.2009 г., о чем свидетельствуют копии почтовых уведомлений.
Дела об административных правонарушениях были рассмотрены заместителем главного государственного инспектора Свердловской области по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов В.Ф. Боком без участия индивидуального предпринимателя, а исходя из вышеизложенного, у административного органа на момент вынесения постановлений о привлечении к ответственности отсутствовали данные о надлежащем уведомлении П.В. Турянского о времени и месте рассмотрении данных дел.
Кроме того, в определениях о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом ошибочно указана дата рассмотрения дела "20.01.2008".
Доказательств использования административным органом иных средств связи или других способов, обеспечивающих надлежащее уведомление П.В. Турянского о времени и месте рассмотрения дела об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Рассмотрение дела без лица, привлекаемого к ответственности, и в отсутствие доказательств его уведомления о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением порядка привлечения к ответственности и влечет безусловную отмену постановлений о привлечении к административной ответственности.
Суд отмечает также, что постановлением N 2 от 20.01.2009 г. на П.В. Турянского незаконно был наложен штраф по статье 8.2 КоАП РФ в размере 30000 руб., поскольку в период возникновения спорных правоотношений действовала редакция ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное нарушение в виде штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В силу положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ моментом совершения длящегося административного правонарушения признается момент его обнаружения.
Поскольку совершенное П.В. Турянским административное правонарушение относится к категории длящихся, моментом его совершения признается момент обнаружения, то есть 09.12.2008 г., что следует из акта проверки и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.12.2008 г., поэтому наказание в виде штрафа могло быть определено лишь в пределах от 2 до 5 тысяч рублей.
Наложение административного штрафа в размере, превышающем размер штрафа, установленного законом, действующим на момент совершения правонарушения, является незаконным, вместе с тем в связи с допущенными существенными нарушениями порядка привлечения к ответственности это нарушение самостоятельного значения не имеет.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, оспариваемые постановления являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Признать незаконными и отменить постановление Администрации горнозаводского управленческого округа N 2 от 20.01.2009 г. о привлечении индивидуального предпринимателя П.В. Турянского к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 руб., а также постановление N 3 от 20.01.2009 г. о привлечении П.В. Турянского к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеется в виду часть 1 статьи 8.21 указанного Кодекса
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2009 г. N А60-5061/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника