Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 мая 2010 г. N А60-14640/2010-С10
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2010 г. N Ф09-8516/10-С1 по делу N А60-14640/2010-С10 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании 20 - 21 мая 2010 года дело по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Уралвторсервис" (ИНН 6672284241, ОГРН 1086672027441) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: М.А. Демина, доверенность N 1 от 11.01.2010; О.Г. Коптякова, доверенность N 5 от 18.01.2010; В.В. Бачурин, доверенность N 15 от 18.05.2010;
от заинтересованного лица: до перерыва - Ю.А. Чеченов, доверенность от 12.11.2009; С.Г. Хомяков, доверенность от 23.04.2010; после перерыва - С.Г. Хомяков, доверенность от 23.04.2010.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено.
В судебном заседании 20.05.2010 объявлен перерыв до 12 ч 00 мин 21.05.2010.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Уралвторсервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
ООО "Уралвторсервис" просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность состава правонарушения и допущенные инспекцией при проверке процессуальные нарушения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области совместно с помощником Богдановичского прокурора, сотрудником ОБЭП ОВД ГО Богданович и представителем Администрации ГО Богданович на основании поручения N 1 от 25 марта 2010 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О Государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в клубе "Free Lot", расположенном по адресу:
г. Богданович, ул.Гагарина, 28, принадлежащем ООО "Уралвторсервис", в ходе которой установлено, что в клубе "Free Lot" обществом с ограниченной ответственностью "Уралвторсервис" осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с денежным выигрышем под видом проведения стимулирующей лотереи "Шанс" и распространения лотерейных билетов "Бинго - Дом. Золотой Сертификат" с использованием 11 модифицированных игровых автоматов.
В ходе проверки сделан вывод об осуществлении ООО "Уралвторсервис" деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии). По итогам проверки составлены протокол осмотра от 25 марта 2010 года, протокол изъятия вещей и документов от 25 марта 2010 года N 1, расписка в передаче имущества на ответственное хранение от 25 марта 2010 года, взяты объяснения у менеджера Обоскалова А.С., администратора Ярусовой А.Г., свидетелей Кыштымова И.В., Смолиной Л.Д., Пургиной Л.Ф. Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 15.04.2010.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО "Уралвторсервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены заявителем в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Основные понятия даны в ст. 4 Закона N 244-ФЗ, согласно которой азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В силу п. 5, 10, 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Согласно п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Частями 1 и 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом (ч. 4,ч. 11 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" часть 11 отсутствует
Согласно ч. 2 ст. 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ст. 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009.
Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе - осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах. Соответственно, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе распространения лотерейных билетов всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотереи "БИНГО-ДОМ. ЗОЛОТОЙ СЕРТИФИКАТ" общество осуществляло деятельность по проведению стимулирующей лотереи "Шанс" с использованием электронного оборудования. Организатором данной лотереи является ООО "Реал-Инвест". Условия проведения данной лотереи утверждены ее организатором ООО "Реал-Инвест" (Условия о проведении стимулирующей лотерея "Шанс" от 15.05.2009).
Документами, подтверждающими право ООО "Реал-Инвест" на проведение указанной лотереи, являются Уведомление Министерства финансов Свердловской области от 01.06.2009 N 05-40-10 и Выписка из государственного реестра региональных лотерей Свердловской области.
ООО "Уралвторсервис" является оператором указанной лотереи на основании договора о проведении стимулирующей лотереи от 30.07.2007, заключенного с организатором данной лотереи - ООО "Реал-Инвест".
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
В ст. 3 Закона N 138-ФЗ указаны разные виды лотерей. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован ст. 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
В рассматриваемом случае, ООО "Уралвторсервис", по мнению заинтересованного лица, проводилась стимулирующая лотерея "Шанс" посредством использования электронного оборудования в соответствии с Условиями от 15.05.2009, утвержденными ее организатором ООО "Реал-Инвест".
Согласно данным Условиям результат лотереи (количество лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотереи "Бинго - Дом. Золотой Сертификат", которое может получить участник) определяется электронным устройством "Шанс-1" случайным образом (п. 7.1 условий).
Согласно п. 8.1. Условий, в случае признания Участника выигравшим в соответствии с п.п. 6.4. - 6.6. п.п. 7.1. - 7.4. Условий, Участник получает от организатора в качестве приза лотерейные билеты "Бинго - Дом. Золотой Сертификат" на сумму, равной сумме выигрыша, указанную на мониторе электронного устройства Шанс - 1. Указанные билеты участник вправе использовать для участия во Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотерее "Бинго - Дом. Золотой Сертификат", либо, не нарушая защитного слоя полученных билетов, обменять эти билеты на деньги в сумме, соответствующей номинальной стоимости билетов.
Согласно п. 9 Условий - Организатор информирует участников о сроках и условиях стимулирующей лотереи с помощью рекламы в сети Интернет, наружной рекламы вблизи мест проведения розыгрышей и иных местах по усмотрению организатора.
Купив лотерейный билет, участник опускает его в закрытый ящик, после чего администратор вводит сумму на электронном устройстве "Шанс - 1" согласно сумме купленных лотерейных билетов, затем участник, нажимая кнопку на электронном оборудовании, сам запускает автомат и начинает игру.
Чем больше стоимость приобретенной продукции, тем больше у участника сумма баланса, а значит, больше возможности выиграть денежный приз. В случае выигрыша участник получает денежный приз из кассы, либо берет на соответствующую сумму еще лотерейные билеты.
Фактически же участнику с использованием электронного оборудования "Шанс - 1" предоставлялось право непосредственного розыгрыша денежного приза путем нажатия клавиш согласно активированному балансу в сумме, равной внесенной в кассу плате за приобретенную по явно несоразмерной цене лотерейных билетов, без участия в процессе организатора лотереи. Также участник стимулирующей лотереи не получает от организатора в качестве приза лотерейные билеты на сумму, равной сумме выигрыша, указанной на мониторе электронного устройства (Шанс - 1), а фактически на электронном устройстве "Шанс - 1" выводится денежный приз, который заносится администратором в подкрепительный талон в рублях, а не количество выигранных билетов. С данным подкрепительным талоном участник обращается в кассу данного клуба, где ему предлагается новые лотерейные билеты, либо сумму выигрыша.
Из объяснений администратора ООО "Уралвторсервис" Ярусовой А.Г. от 25.03.2010, 09.04.2010, менеджера Обоскалова А.С. от 09.04.2010, данных административному органу, следует, что фактически стимулирующая лотерея была организована следующим образом: участник лотереи приобретает в кассе билет по цене 50 рублей. Далее администратор начисляет 20 баллов на электронном оборудовании, участник сам осуществляет игру путем нажатия кнопок на оборудовании. В случае выигрыша администратор на выигранные баллы предлагает приобрести лотерейные билеты либо получить выигрыш наличными.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что осуществляемая обществом деятельность не может быть расценена как деятельность по проведению стимулирующей лотереи, поскольку обладает признаками азартной игры.
Участник лотереи получает карту, предоставляющую право доступа к электронному оборудованию (игровому автомату), с помощью которого он участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества очков (баллов). Полученные призовые очки - баллы (каждое призовое очко приравнивается к денежной единице) участник может обменять на денежный эквивалент непосредственно в месте проведения розыгрыша.
Таким образом, чтобы быть фактически допущенным к игре, участник должен приобрести билет, т.е. участник вносит деньги в кассу, после чего сотрудник активирует баланс автомата и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре - выиграть денежный приз.
Кроме того, материальный выигрыш при использовании данного оборудования, как и у игровых автоматов, определяется случайным образом устройством, находящимся в составе такого игрового оборудования, без которого данное игровое устройство не будет работать, без участия организатора азартных игр или его работников. Участник, используя установленную в оборудовании специальную программу, фактически осуществляет игру и определяет размер материального выигрыша.
Таким образом, под видом распространения лотерейных билетов и проведения стимулирующей лотереи ООО "Уралвторсервис" осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием модифицированных игровых автоматов. Данная деятельность соответствует Федеральному закону N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр".
Также о том, что обществом осуществляется деятельность по проведению азартных игр свидетельствует использование модернизированного из игрового автомата электронного оборудования (электронное устройство "Шанс-1").
Определение игрового автомата дано в п. 18 ст. 4 Федерального Закона N 244-ФЗ - механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Аналогичное понятие содержится и в ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что используемое заинтересованным лицом электронное оборудование было модернизировано из игровых автоматов. Между тем, при визуальном сравнении внешнего вида и функциональных элементов программно-аппаратного комплекса (электронный лототрон) "Шанс-1" и типового игрового автомата принципиальным отличием является отсутствие щели акцептора денежных купюр. В остальном корпуса идентичны друг другу.
При этом суд отмечает, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, наличие в игровом аппарате устройства для приема и выдачи денежных знаков не является обязательным требованием.
Данных, свидетельствующих об удалении из используемых обществом автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой, в материалы дела не представлено.
При этом наличие сертификатов лотерейного оборудования не имеет значения для целей рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу Закона N 138-ФЗ лотерейное оборудование не подлежит сертификации, как это предусмотрено для игровых автоматов, которые должны быть сертифицированы в обязательном порядке.
В связи с чем, довод заинтересованного лица о наличии технического паспорта на каждую единицу оборудования, сертификата соответствия на электронное устройство "ШАНС-1", подтверждающим, по его мнению, что оборудование используется в качестве лотерейного, судом отклоняется.
В обоснование своих доводов Обществом указано на модернизацию игровых автоматов в лотерейное оборудование, в подтверждение чего имеется договор на переоборудование с ООО "Уралинвест" и акт приема-передачи документов к лотерейному оборудованию.
Однако, указанные документы не являются безусловными доказательствами использования Обществом оборудования в целях проведения лотереи, исключая возможность его использования для организации азартных игр.
Обществом представлено Заключение специалиста Центра испытаний игровых автоматов ФГУ "Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации" от 08.08.2009, которое было сделано по результатам исследования 22 электронных плат с программным обеспечением на предмет определения их принадлежности к игровому либо лотерейному оборудованию.
Данное заключение не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства использования оборудования исключительно в целях проведения стимулирующей лотереи, поскольку предмет исследования специалиста невозможно идентифицировать с предметом проверки, проведенной налоговым органом. Заключение специалиста не содержит указания на номера плат, что не позволяет соотнести их с оборудованием, на котором они были установлены, и соотносимы ли они с тем оборудованием, которое было обнаружено при проверке.
Следует также отметить, что конкретные технические характеристики применяемого Обществом оборудования не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что отвечает признакам азартной игры, определенным в Законе об азартных играх. Само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного оборудования, не свидетельствует о том, что Обществом осуществляется проведение лотереи, а не организация азартных игр.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд пришли к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления обществом в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области деятельности по проведению лотереи и предотвращению правонарушения в материалы дела не представлено.
Судом проверены доводы заинтересованного лица об отсутствии надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении и установлена их несостоятельность.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, в том числе, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.07 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административной правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что налоговым органом совершен выезд по юридическому адресу ООО "Уралвторсервис" и 13.04.2010 администратору Ратановой С.А. вручена повестка, в которой содержалось извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Заявитель не оспорил тот факт, что администратор Ратанова С.А. является работником общества.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица. Извещение руководителя общества о времени и месте составления протокола через работника общества не нарушает требований закона.
Как пояснил представитель заявителя, налоговым органом также предпринимались иные меры по извещению законного представителя общества о времени и месте составления протокола. В частности, сотрудник инспекции совершил попытку вручить повестку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, выехав по домашнему адресу директора Вирко Е.Я. (г.Екатеринбург, ул.Высоцкого, 6 - 357), а также по иному известному адресу места нахождения общества (г.Екатеринбург, ул. Малышева,85 "а".
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный орган принял необходимые и достаточные меры для извещения Общества и его законного представителя в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, при наличии доказательств извещения административным органом о времени и дате составления протокола об административном правонарушении отсутствие законного представителя Общества не свидетельствует о нарушении установленного законом порядка составления протокола.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо не было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, при вынесении решения судом также учтено, что заинтересованное лицо в обоснование возражений не ссылается на конкретные негативные последствия допущенных, по его мнению, налоговым органом процессуальных нарушений и не указывает, каким образом они могут воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению арбитражным судом дела об административном правонарушении. По мнению суда, возможность дать пояснения по факту выявленных правонарушений, представить возражения, а также воспользоваться иными правами, предоставленными лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не утрачена заинтересованным лицом при рассмотрении настоящего дела.
В обоснование заявленных требований заинтересованное лицо также указывает на то, что согласно Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность игровых заведений на территории Российской Федерации вне определенных законом игровых зон прекращается с 01.07.2009, то есть с 01.07.2009 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Свердловской области запрещено осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр, любая предпринимательская деятельность по организации азартных игр на территории Свердловской области является незаконной, а запрещенная законом деятельность не может лицензироваться, таким в действиях Общества отсутствует состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации урегулирована Федеральным законом от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).
Частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ установлено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Законом N 244-ФЗ установлены требования к лицам, осуществляющим деятельность по организации азартных игр, требования к игорным заведениям, а также ограничения по их территориальному расположению.
Согласно статье 9 указанного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
При этом в силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исключение установлено частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ для игорных заведений, имеющих соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.
Такие игорные заведения вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного названным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Также установлено, что деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями первой и второй статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований - в том числе и требований, предъявляемых к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Из названных норм следует, что игорные заведения, уже открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (то есть, до 01.01.2007), вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных указанным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного Федерального закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным разрешительным порядком.
В соответствии с п. 9 ст. 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 244-ФЗ подпункт 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающий, что лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) утратил силу с 30.06.2009.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что факт осуществления Обществом деятельности по организации азартных игр выявлен при проведении проверки 25.03.2010, то есть после утраты силы пп. 77 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В то же время, по мнению суда, при рассмотрении дела необходимо учитывать следующее.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательна (обязательно), влечет наложение административного штрафа.
Как следует из содержания диспозиции ч. 2 ст. 14 КоАП РФ, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии либо специального разрешения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент проведения проверки (25.03.2010) Общество в помещении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Богданович, ул. Гагрина,28, осуществляло деятельность по организации и проведению игр с использованием игровых автоматов.
Таким образом, судом установлен факт осуществления Обществом деятельности, подлежащей осуществлению на основании специального разрешения при отсутствии соответствующего разрешения, что является нарушением требований, установленных Законом N 244-ФЗ.
При этом суд отмечает, что факт возможности получения Обществом соответствующего разрешения на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, с учетом законодательного закрепления в ст. 9 Закона N 244-ФЗ игровых зон на определенных территориях Российской Федерации, в которые Свердловская область не включена, при рассмотрении вопроса о привлечении Общества к административной ответственности за осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию (либо осуществлению на основании специального разрешения), запрещенной для него законом, правового значения не имеет.
С учетом вышеизложенного, отклоняется довод заинтересованного лица о запрете осуществления на территории Свердловской области предпринимательской деятельности по организации азартных игр, как основание для освобождения от административной ответственности, при наличии в действиях заинтересованного лица объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
По мнению суда, наличие в действиях Общества события правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у налоговых органов полномочий по проведению такого вида проверок, составлению протокола основан на неправильном толковании законодательства.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона от 29.12.2009 г. N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных ч. 1 и 2 данной статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, должностные лица налоговых органов при обнаружении факта осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением требований действующего законодательства вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Оснований для признания правонарушения малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ) судом не установлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела предусмотренный ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, суд считает, что заявленные требования о привлечении ООО "Уралвторсервис" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Изъятые в ходе проверки электронные устройства "Шанс-1" в количестве 11 штук (протокол изъятия вещей и документов N 1 от 25.03.2010) подлежат конфискации.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Уралвторсервис" (ИНН 6672284241, ОГРН 1086672027441) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей 00 копеек;
конфискации электронных устройств "Шанс-1" в количестве 11 штук, изъятых по протоколу изъятия N 1 от 25.03.2010.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (МРИ ФНС России N 19 по СО)
Наименование банка получателя платежа: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г.Екатеринбург,
БИК: 046577001, ОКАТО: Богданович 65210000000
ИНН 6633001154, КПП 663301001
Номер счета получателя: 401 018 105 000 000 100 10
Код бюджетной классификации (КБК): 182 1 16 90 010 01 0000 140
Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2010 г. N А60-14640/2010-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2010 г. N Ф09-8516/10-С1 по делу N А60-14640/2010-С10 настоящее решение оставлено без изменения