Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 мая 2010 г. N Ф09-4046/10-С1 по делу N А34-9361/2009
Дело N А34-9361/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф09-7164/11 по делу N А34-1126(2В)/10
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 г. N 18АП-6519/11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кургана "Спецавтохозяйство" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2010 по делу N А34-9361/2009.
В судебном заседании принял участие представитель Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) - Шагиахметова О.А. (доверенность от 27.10.2009 N 2).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с предприятия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. в сумме 9 172 003 руб.
Решением суда от 01.03.2010 (судья Губанова Е.И.) заявление управления удовлетворено частично. С предприятия в пользу управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. (за исключением 1 квартала) в сумме 6 553 243 руб. 50 коп.
В кассационной жалобе предприятие просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на недоказанность наличия у него обязанности производить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку он не осуществляет в специально оборудованных местах деятельность, носящую специальный характер.
Как следует из материалов дела, целями создания предприятия являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (пункт 3.1 Устава). При этом учредителем предприятия является администрация г. Кургана. Предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству администрации г. Кургана (п. 1.7 Устава).
В соответствии с п. 3.2 Устава для достижения своих целей предприятие осуществляет, в том числе деятельность по оказанию населению и организациям всех форм собственности услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, транспортировки и переработки мусора.
В связи с указанной деятельностью предприятию управлением утвержден лимит на размещение отходов на специализированном объекте (полигон ТБО) сроком действия до 01.01.2009.
В декабре 2006 г. предприятием представлены в управление статистические отчеты за 2006 г.: сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (форма N 2 ТП (отходы); сведения об охране атмосферного воздуха (форма N 2 ТП (воздух).
По расчету управления от 26.10.2009 N 1424, составленному на основании представленных предприятием указанных статистических отчетов, плата за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в окружающую среду за 2006 г. составляет 10 483 263 руб. 74 коп.
В связи с неисполнением предприятием в срок, установленный управлением в требовании от 02.12.2009, обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 9 172 003 руб., управление обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные управлением требования, суд исходил из наличия оснований для взыскания с предприятия в доход бюджета платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал на истечение срока исковой давности для взыскания платежей за 1 квартал 2006 г.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, согласно п. 1 которого названный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению N 1.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Управление в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными Фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", приказом Ростехнадзора "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" от 29.12.2008 N 1035 является администратором дохода федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от 06.04.2007 N 207 на территориальные управления возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела видно, что размещение и захоронение отходов за указанный период, произведено предприятием на специально оборудованном полигоне, созданным в соответствии с положениями действующего законодательства.
Таким образом, суд с учетом правильного применения вышеназванных норм пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие является специализированной организацией, созданной для вывоза и захоронения отходов на основании разрешительных документов, следовательно, является лицом, на которое возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую предприятие исполнило ненадлежащим образом.
С учетом названных обстоятельств суд кассационной инстанции отклоняет довод общества, изложенный в кассационной жалобе.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
На основании п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприятием признан долг по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2006 г.
Поскольку предприятием заявлено о пропуске управлением срока исковой давности в отношении названных платежей за 1 квартал и на момент предъявления иска в суд данный срок истек, суд обоснованно применил положения ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации и частично удовлетворил заявленные управлением требования.
В оставшейся части расчет суммы задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду произведен судом правильно.
С учетом изложенного обжалуемые судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.03.2010 по делу N А34-9361/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кургана "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
...
Поскольку предприятием заявлено о пропуске управлением срока исковой давности в отношении названных платежей за 1 квартал и на момент предъявления иска в суд данный срок истек, суд обоснованно применил положения ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации и частично удовлетворил заявленные управлением требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2010 г. N Ф09-4046/10-С1 по делу N А34-9361/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника