Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июня 2010 г. N Ф09-4270/10-С6 по делу N А50-28009/2009
Дело N А50-28009/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" (далее - общество "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье") на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2009 по делу N А50-28009/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации города Перми (далее - администрация), Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, о невозможности предоставления в аренду земельного участка площадью 1250 кв.м по ул. Пожарной (северо-западнее земельного участка по ул. Пожарной, 18) и земельного участка площадью 775 кв.м по ул. Пожарной (северо-западнее земельного участка по ул. Пожарной, 14), изложенных в выписках из протокола от 28.05.2009 N 63; о возложении на департамент обязанности в течение 20 календарных дней принять решение о возможности предоставления указанных земельных участков в аренду для размещения автостоянок.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - Управление автомобильных дорог).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2009 (судья Кощеева М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Гребенкина Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 12, 425, 432, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 24, п. 3 ст. 30, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель полагает, что земельные участки для строительства мостового перехода предоставлены заинтересованному лицу в нарушение положений п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Ввиду того, что названные земельные участки переданы Управлению автомобильных дорог в отсутствие государственного кадастрового учета этих земельных участков, постановления администрации от 20.07.2005 N 1677, от 03.10.2006 N 1769 не могут быть расценены в качестве правоустанавливающих документов на эти земельные участки. По его мнению, поскольку предмет договора безвозмездного срочного пользования земельными участками от 30.08.2005 N 183-115 не определен, названный договор является незаключенным.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 20.07.2005 N 1677 утверждены проекты границ земельных участков N 1 площадью 58841,4 кв.м, N 2 площадью 62914, 8 кв.м, N 3 площадью 1558,9 кв.м, N 4 площадью 28639,1 кв.м - под строительство объекта "Мостовой переход через реку Мулянку в Пермской области" в жилых районах Парковый и Заостровка Дзержинского района (зона возможного катастрофического затопления), земельные участки предоставлены государственному областному учреждению "Управление дорожных работ" Пермской области (далее -Управление дорожных работ) в безвозмездное срочное пользование на 364 дня, последнему разрешено на указанных земельных участках строительство объекта -"Мостовой переход через реку Мулянку в Пермской области".
По договору безвозмездного срочного пользования земельными участками от 30.08.2005 N 183-115 администрация передала названные земельные участки Управлению дорожных работ в безвозмездное срочное пользование с 20.07.2005 по 18.07.2006.
Постановлением администрации от 03.10.2006 N 1769 данные земельные участки предоставлены в безвозмездное срочное пользование Управлению дорожных работ до 01.07.2007.
Общество "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" обратилось в департамент с заявлениями от 07.05.2009 N 101, 102 о предоставлении в аренду для размещения автостоянок земельных участков площадью 1250 кв.м по ул. Пожарной (северо-западнее земельного участка по ул. Пожарной, 18) и площадью 775 кв.м по ул. Пожарной (северо-западнее земельного участка по ул. Пожарной, 14).
Департамент направил заявителю выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, от 28.05.2009 N 63.
Согласно указанным выпискам комиссией принято решение о невозможности предоставления заявителю данных земельных участков, поскольку они обременены правами Управления дорожных работ (в настоящее время - Управление автомобильных дорог).
Ссылаясь на то, что решение комиссии департамента о невозможности предоставления ему в аренду земельных участков является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 названной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Пунктом 1.6.1 указанного Порядка (в редакции решения Пермской городской Думы от 23.06.2009 N 138) установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц, на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 20.07.2005 N 1677 Управлению дорожных работ предоставлены в безвозмездное срочное пользование спорные земельные участки для строительства объекта - "Мостовой переход через реку Мулянку в Пермской области".
Постановлением администрации от 03.10.2006 N 1769 установлен новый срок предоставления данных земельных участков в безвозмездное срочное пользование Управлению дорожных работ.
Судами установлено, что согласно выкопировке из муниципального реестра земель испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в границах земельных участков N 2 и N 3, предоставленных третьему лицу для строительства мостового перехода.
Исходя из смысла вышеуказанных норм и учитывая, что названные постановления в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны, Управлением автомобильных дорог производятся действия по осуществлению кадастрового учета указанных земельных участков, оформление документов по приемке объекта строительства в эксплуатацию, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что земельные участки для строительства мостового перехода предоставлены заинтересованному лицу в нарушение положений п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отсутствие государственного кадастрового учета этих земельных участков, предмет договора безвозмездного срочного пользования земельными участками от 30.08.2005 N 183-115 не определен, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка с учетом существа настоящего спора. Судом кассационной инстанции указанные доводы отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2009 по делу N А50-28009/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Пунктом 1.6.1 указанного Порядка (в редакции решения Пермской городской Думы от 23.06.2009 N 138) установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц, на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости.
...
Исходя из смысла вышеуказанных норм и учитывая, что названные постановления в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны, Управлением автомобильных дорог производятся действия по осуществлению кадастрового учета указанных земельных участков, оформление документов по приемке объекта строительства в эксплуатацию, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2010 г. N Ф09-4270/10-С6 по делу N А50-28009/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника