Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июня 2010 г. N Ф09-4590/10-С4 по делу N А60-47176/2009-С8
Дело N А60-47176/2009-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Крюкова А.Н., Сердитовой Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее -инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2009 по делу N А60-47176/2009-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по тому же делу по заявлению государственного унитарного предприятия - Учреждения УЩ-349/47 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Свердловской области (далее - учреждение) о признании недействительным решения государственного органа.
В связи с отсутствием судьи Минина С.Д. внесены изменения в график слушания дел на 22.06.2010. Произведена замена в составе суда, рассматривающего настоящее дело: судья Минин С.Д. заменен судьей Матанцевым И.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Иванова О.А. (доверенность от 01.03.2010 N 19);
инспекции - Тетерина Н.О. (доверенность от 25.09.2009 N 26-юр).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 08.09.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица - учреждения в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 30.12.2009 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Заявитель указывает, что задолженность по налогам и пени у учреждения не погашена и представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25.08.2006 N 3305-р "О ликвидации государственных унитарных предприятий ФСИН России" и распоряжению ФСИН России от 07.09.2006 N 251-р учреждение подлежит ликвидации.
Ликвидационной комиссией было направлено в инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации учреждения и о формировании ликвидационной комиссии, о чем 08.11.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учреждение обратилось в инспекцию с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Одновременно учреждением в регистрирующий орган представлены ликвидационный баланс по состоянию на 01.08.2009, справка государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.06.2009 N 358, документ об уплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией вынесено решение от 08.09.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимых для государственной регистрации документов, поскольку среди представленных документов отсутствовал ликвидационный баланс. Учреждением для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представлен "нулевой" ликвидационный баланс. Однако по имеющимся в налоговом органе данным по состоянию на 07.09.2009 за учреждением числится задолженность по пеням по налогу на прибыль, страховым взносам, НДС. В связи с чем, по мнению налогового органа, представленные для государственной регистрации документы содержат недостоверные (заведомо ложные) сведения и считаются непредставленными.
Полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 названного Кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации в период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения выездных налоговых проверок.
Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением соблюден и им представлены в инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Судами установлено, что поскольку ликвидационная комиссия опубликовала сообщение о ликвидации в Вестнике государственной регистрации от 15.11.2006 N 45, то срок для предъявления требований кредиторами, в том числе инспекцией, истек 15.01.2007.
Доказательств, подтверждающих обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у учреждения задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения инспекции в суд с иском к ликвидатору учреждения в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у учреждения информации о наличии задолженности, в связи с чем заявитель представил заинтересованному лицу ликвидационный баланс с известными ему на тот момент сведениями.
В связи с этим суды указали на отсутствие оснований полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения.
Из материалов дела усматривается, что учреждением в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации учреждения в связи с ликвидацией, в силу чего заявление учреждения подлежит удовлетворению.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы инспекции о том, что в ликвидационный баланс учреждения не включена задолженность по налогу на добавленную стоимость, выявленная при сдаче налогоплательщиком уточненной декларации от 23.11.2009, а также по пени в связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль, начисленного по результатам камеральной проверки, требование от 13.10.2008 предприятием не исполнено.
Все действия налогового органа: выставление требования, принятие решения, выставление инкассового поручения имели место после завершения установленного срока для выдвижения требований кредитором ликвидационной комиссии. Предшествующие ликвидации решения налогового органа также не свидетельствуют о том, что содержащиеся в решении требования по уплате обязательных платежей являются спорными суммами. Кроме того, налоговым органом был принят промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о задолженности перед бюджетом, однако, налоговым органом не представлено доказательств того, что к этой задолженности относится спорная сумма.
Вывод судов является правильным, соответствует положениям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 30.12.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.03.2010 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2009 по делу N А60-47176/2009-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением соблюден и им представлены в инспекцию все необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
...
Доказательств, подтверждающих обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у учреждения задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения инспекции в суд с иском к ликвидатору учреждения в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
...
Из материалов дела усматривается, что учреждением в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2010 г. N Ф09-4590/10-С4 по делу N А60-47176/2009-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника