Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 июня 2009 г. N Ф09-4600/10-С6 по делу N А07-20333/2009
Дело N А07-20333/2009
По-видимому, в реквизитах настоящего Постановления допущена опечатка. Дату следует читать как "24 июня 2010 г."
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2012 г. N Ф09-1701/11 по делу N А07-3911/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 г. N 18АП-9834/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2011 г. N Ф09-1701/11-С3 по делу N А07-3911/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. N 18АП-12838/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Инвестиционно-строительная компания "Вершина" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2010 по делу N А07-20333/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Максютова А.Х. (доверенность от 11.01.2010 N 1/01).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан" (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан") о признании незаконными действий заинтересованного лица и обязании последнего устранить допущенные нарушения.
Согласно ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Управления Росреестра по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 12 27:9, расположенного по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а, и как следствие - определению кадастровой стоимости указанного земельного участка на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду функционального использования "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки" (группа 7), а также обязать Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав общества и определить кадастровую стоимость указанного земельного участка на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям "для размещения производственных и административных зданий" (группа 9).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2010 производство по делу в части иска к учреждению "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан" прекращено.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2010 (судья Насыров М.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 (судьи Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить. Заявитель, ссылаясь на п. 6.2.17 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района", утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, считает, что единственным юридическим документом, на основании которого определен вид разрешенного использования земельного участка, является решение Туймазинской городской администрации от 04.05.1994 N 214 о предоставлении обществу в постоянное пользование земельного участка для производственных целей. Общество полагает, что вывод судов о том, что произведенный Управлением Росреестра перевод земельного участка из группы 9 "земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения" в группу 7 "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки" осуществлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, является неправомерным, поскольку к организациям, указанным в группе 7, заявитель не относится.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением Туймазинской городской администрации от 04.05.1994 N 214 земельный участок общей площадью 1,129 га, расположенный по адресу: г. Туймазы, ул.Островского, д. 53а, предоставлен закрытому акционерному обществу "Инвестиционно-строительная компания "Туймазы" (правопредшественник общества) в постоянное пользование для производственных целей, что подтверждается государственным актом, о чем в книге записей государственных актов на право владения, пользования земельным участком произведена запись за N 68-0028 (т. 1, л.д. 10-21).
Земельный участок имеет кадастровый номер 02:65:01 12 27:9 (ранее 02:65:01 12 27:0009). Указанный земельный участок 03.12.2004 поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "производственная база", о чем свидетельствует кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18.04.2006 N 265/06-01-1210 (т. 1, л.д. 27).
В соответствии с данным видом разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 27.12.2002 N 383 по седьмой группе видов функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи", который составлял 629,2 руб. за кв.м. По состоянию на 18.04.2006 кадастровая стоимость названного земельного участка составила 7 047 040 руб.
В письме от 05.08.2005 N 35, адресованном главе администрации, заявитель просил выдать правоустанавливающие документы на земельный участок для последующего оформления договора аренды нежилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а (т. 1, л.д. 22).
Позднее заявитель вновь обратился к главе администрации с заявлением от 15.12.2005 N 62 об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а, по целевому назначению, исходя из видов деятельности на занимаемые арендаторами площади нежилого административного строения. Заявителем указано, что площадь нежилого строения составляет 2008,2 кв.м, в том числе: 587,1 кв.м - торговая площадь, 313,9 кв.м - образовательные услуги, 134.5 кв.м - бытовые услуги, 276,65 кв.м - медицинские услуги, 378,8 кв.м -производственные, 168,2 кв.м - офисы, 143,65 кв.м - служебные и коридоры (т. 1, л.д. 23).
На основании указанного заявления постановлением главы администрации от 07.04.2006 N 436 "О передаче в аренду земельного участка в г. Туймазы по ул. Островского, д. 53а для обслуживания и эксплуатации административного здания" обществу предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 11 200 кв.м, расположенный по адресу: г. Туймазы, ул. Островского, д. 53а, в том числе: 1/2 доли земельного участка для торговых целей; 3/20 доли земельного участка для осуществления образовательной деятельности; 7/20 доли земельного участка для обслуживания помещений офисов (т. 1, л. д. 24).
В п. 2 названного постановления указано, что государственный акт на право владения, постоянного пользования землей за N 68-0028 следует считать недействующим.
Туймазинским филиалом учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан" 31.05.2006 выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) с видом разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации административного здания" (т. 1, л. д. 28-29).
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан 19.12.2008 письмом N 6984/10 сообщило обществу, что согласно акту определения кадастровой стоимости от 13.03.2007 кадастровая стоимость земельного участка составляет 21 145 600 руб. (т. 1, л. д. 45).
В связи с проведением в 2007 году актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан произошло дальнейшее увеличение кадастровой стоимости земель по сравнению с результатами предыдущей кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана по седьмой группе видов разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации административного здания" и составила 129 334 128 руб.
Общество, ссылаясь на незаконность действий Управления Росреестра по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 12 27:9, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
На основании п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 20.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего на момент внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Федерального закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" следует читать как 2 января 2000 г.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен и подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206 (далее - Правила).
В силу п. 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
На основании п. 6.2.17 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района" раздел "Земельные участки", утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в первую строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Суды, проанализировав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 65, ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и установив, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 12 27:9 осуществлено по заявке заявителя о внесении текущих изменений в сведения государственного земельного кадастра, пришли к верному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка осуществлено Управлением Росреестра в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 20.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". В дальнейшем кадастровая стоимость земельного участка была определена Управлением Росреестра в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. В связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что оснований для признания оспариваемых действий заинтересованного лица незаконными не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установив, что об обстоятельствах, с которыми общество связывает нарушение своих прав и на которые ссылается в обоснование заявленных требований, ему стало известно при обращении в мае 2006 года в органы государственного земельного кадастра с заявлением о внесении текущих изменений в сведения государственного земельного кадастра и из кадастровой выписки о земельном участке от 31.05.2006 с указанием вида разрешенного использования, судами сделан вывод о том, что заявителем, обратившимся в арбитражный суд 25.09.2009, пропущен предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для признания незаконными действий Управления Росреестра по изменению разрешенного использования спорного земельного участка. Оснований для восстановления указанного срока судами не установлено. Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований, заявленных в настоящем деле, судами правомерно отказано.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2010 по делу N А07-20333/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Инвестиционно-строительная компания "Вершина" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 65, ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и установив, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 12 27:9 осуществлено по заявке заявителя о внесении текущих изменений в сведения государственного земельного кадастра, пришли к верному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка осуществлено Управлением Росреестра в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 20.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". В дальнейшем кадастровая стоимость земельного участка была определена Управлением Росреестра в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. В связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что оснований для признания оспариваемых действий заинтересованного лица незаконными не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2009 г. N Ф09-4600/10-С6 по делу N А07-20333/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника