Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 8 июля 2010 г. N А60-22175/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-22175/2010-С9 по заявлению Тимошенко Анжелы Владимировны, Авдошина Станислава Валерьевича, Цветкова Сергея Викторовича, Горячева Игоря Главтиновича, Белоножкина Владислава Сергеевича, Фризе Олега Николаевича, Маевского Дениса Сергеевича, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Уралканц", ООО "Тех-Сервис"
о признании недействительными решений и обязании совершить действия,
В судебном заседании участвовали:
от заявителей:
от Тимошенко А.В.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б .- представители по доверенности от 01.07.2009
от Авдошина С.В.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от Цветковой С.В: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от Горячева И.Г.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от Белоножкина В.С.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от Фризе О. Н.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от Маевского Д.С.: Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от заинтересованного лица: Прищепова Т.В., представитель по доверенности от 30.03.10
от третьих лиц:
от ООО "КвартаПласт": Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от ООО "Лэндэл-Тюмень": Лившиц А.В., БабичеваЕ.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от ООО "Уралканц": Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
от ООО "Тех-Сервис": Лившиц А.В., Бабичева Е.Б. - представители по доверенности от 01.07.2009
Отводов суду, не заявлено.
Лицам, участвующим в деле разъяснены права и обязанности в соответствии со ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения и с согласия сторон суд перешел из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в суде первой инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица в судебном заседании объявлен перерыв до 08.07.10 для представления дополнительных документов по делу.
После перерыва заседание суда продолжено, К материалам дела приобщен отзыв, материалы регистрационного дела.
Заявители обратились в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ООО "КвартаПласт", ООО "Лэдэл-Тюмень", ООО "Уралканц" (по формам N 16003 вх. N 3789, 3788, 3790) и решения об отказе в регистрации изменений в учредительные документы и внесения изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Тех-Сервис" (по формам Р 13001, Р 14001 вх. N 3786, 3787) от 28 апреля 2010 года, вынесенные ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.
Кроме того заявитель просит обязать заинтересованное лицо внести записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Уралканц", (по формам N 16003 вх. N 3789, 3788, 3790) и зарегистрировать изменения в учредительные документы, внести изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Тех-Сервис" (по формам Р 13001, Р 14001 вх. N 3786, 3787) от 22 апреля 2010 года.
Мотивируя требования, заявители ссылаются на то, что указанные решения заинтересованного лица не соответствуют требованиям ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.01.2001 (в редакции 19.05.2010), поскольку основания для отказа в проведении регистрации и внесения изменений в учредительные документы у налоговой инспекции отсутствовали.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 8 августа 2001 г.
Представитель заинтересованного лица требования общества отклонил, полагает, что отказ в регистрации и внесения сведений относительно реорганизованного юридического лица является законным и обоснованным в связи с нарушением заявителем срока опубликования сообщения о начале процедуры реорганизации, а именно публикация сообщения ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
Представители третьих лиц поддержали требования заявителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил:
Согласно протоколу общего собрания участников ООО "Тех-Сервис" 16.03.2010 принято решение о реорганизации указанного общества путем присоединения к нему юридических лиц - ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Уралканц", в связи с чем в отношении указанных юридических лиц оформлены решения о реорганизации.
22 апреля 2010 года представители указанных лиц обратились в ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с заявлениями о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с реорганизацией в форме присоединения к ООО "Тех-Сервис" и заявлением о регистрации изменений в учредительные документы и регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО "Тех-Сервис", связанных с увеличением уставного капитала и изменений сведений об участниках общества в связи с реорганизацией.
Рассмотрев поступившие заявления, 28 апреля 2010 года налоговым органом были приняты решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, а также об отказе регистрации изменений в сведения о ООО "Тех-Сервис", связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также внесения изменений в сведения о ООО "Тех-Сервис", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Принимая решения об отказе, налоговым органом сделана ссылка на нарушение заявителями срока публикации сведений о начале реорганизации в Вестнике государственной регистрации.
Полагая, что решения ИФНС являются незаконными и нарушают права и законные интересы участников реорганизуемых обществ в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявители обратились в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства по делу и имеющиеся в материалах дела доказательства суд полагает, что в требования заявителей подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 60 Кодекса реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Указанная норма корреспондирует с положением ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В пункте 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
В соответствии с ч. ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 15 Закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. ст. 15" следует читать как "ч. 2 ст. 15"
Часть 5 статьи 16 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает, что реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Материалы дела свидетельствуют и судом установлено, что в Инспекцию представлены все необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Уралканц" документы, предусмотренные, а именно: заявление по форме Р16003, решение об утверждении передаточного акта N 4 от 16.03.2010, договор о присоединении от 16.03.2010, передаточный акт, утвержденный 16.03.2010, сообщение в СМИ о начале процедуры реорганизации обществ (публикации в журнале Вестник государственной регистрации N 15 от 22.04.2009, N 20 от 27.05.2010.ю протокол совместного собрания участников всех юридических лиц, участвующих в реорганизации от 16.03.2010. Заявления по форме Р16003 содержит сведения о том, что кредиторы реорганизуемого лица уведомлены о реорганизации. В журнале "Вестник государственной регистрации" дважды (22.04.2009 и 27.05.2010) публиковались сообщения о реорганизации названных юридических лиц.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении государственной регистрации:
-непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- внесение в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и в случае предусмотренном п. 4 ст. 22.1 Закона;
- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
- выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
- несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закон.
Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации прекращения юридического лица, предусмотренные ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствуют. Подача в Инспекцию заявлений и документов о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Уралканц", в связи с присоединением к ООО "Тех-Сервис" с нарушением срока опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о реорганизации деятельности юридических лиц в силу названных норм препятствием для государственной регистрации не является.
Кроме того, заявителями оспариваются решения ИФНС об отказе регистрации изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Тех-Сервис", содержащихся в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
б)решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (ч. 2 ст. 17 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001).
Поскольку решения об отказе о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц признаны судом незаконными, следовательно, ссылка заинтересованного лица при вынесении решений об отказе регистрации изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Тех-Сервис", содержащихся в ЕГРЮЛ на данные обстоятельства является неправомерной.
При таких обстоятельствах суд полагает, что решения налогового органа об отказе во внесении записи о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц, а также решения об отказе внесения изменений в сведения о ООО "Тех-Сервис", содержащихся в ЕГРЮЛ (не связанные с внесением изменений в учредительные документы и связанные с внесением изменений в учредительные документы) противоречат требованиям закона (ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001) и нарушают права и законные интересы участников юридических лиц- ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Ураланц" в сфере осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В связи с изложенным суд полагает, что требования заявителей подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заинтересованное лицо (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд решил:
1. Требования Тимошенко А.В., Авдошина С. В., Цветкова С. В., Горячева И. Г., Белоножкина В. С., Фризе О. Н., Маевского Д. С. удовлетворить.
Признать недействительными решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ООО "КвартаПласт", ООО "Лэдэл-Тюмень", ООО "Уралканц" (по формам N 16003 вх. N 3789, 3788, 3790) и решения об отказе в регистрации изменений в учредительные документы и внесения изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Тех-Сервис" (по формам Р 13001, Р 14001 вх. N 3786, 3787) от 28 апреля 2010 года, вынесенные ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.
Обязать ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга внести записи о прекращении деятельности юридических лиц ООО "КвартаПласт", ООО "Лэндэл-Тюмень", ООО "Ураланц", (по формам N 16003 вх. N 3789, 3788, 3790) и зарегистрировать изменения в учредительные документы, внести изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Тех-Сервис" (по формам Р 13001, Р 14001 вх. N 3786, 3787) от 22 апреля 2010 года.
2. Взыскать с ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6664014668) в пользу Тимошенко Анжелы Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченные по квитанции от 17.06.2010.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 июля 2010 г. N А60-22175/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника