Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2009 г. N Ф09-2178/09-С6
Дело N А50-14056/2008-Г14
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2006 г. N Ф09-4666/06-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кузнецова А.Г., судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2008 по делу N А50-14056/2008-Г25 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Ефремова М.Н. (доверенность от 12.03.2008).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Территориальному управлению о понуждении ответчика внести изменения в п. 2.1, 3.1, 3.6, 7.8 договор аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012, приняв их в редакции истца, п. 3.7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.7 из договора исключить, из п. 4.2.4 исключить слова "...произведенном в соответствии с п. 3.7 договора", в п. 5.5 исключить слова "...или передачи его арендатором в субаренду без письменного согласия арендодателя", дополнить договор п. 4.3.4, 4.4.12, 4.4.14, 4.4.15, изложенными в редакции истца (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). От требований о внесении изменений в п. 2.3 данного договора истец отказался.
Решением суда от 19.12.2008 (судья Заляева Л.С.) исковые требования удовлетворены частично. Пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012 изложен в следующей редакции: "Срок аренды земельного участка устанавливается 49 лет". Пункт 3.1 - "арендная плата за участок определяется по ставкам, утвержденным приказом МЭРТ РФ от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации". Ставка арендной платы подлежит индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год". Пункт 3.6 - "размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке при условии письменного уведомления об этом арендатора. Ставка арендной платы подлежит индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год". Из п. 4.2.4 исключено словосочетание: "...произведенном в соответствии с п. 3.7 договора". Из п. 5.5 исключено словосочетание: "...или передачи его арендатором в субаренду без письменного согласия арендодателя". Пункт 7.8 договора от 25.07.2006 N 012 - "договор субаренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и направляется арендодателю для последующего учета". Указанный договор дополнен п. 4.3.4 следующего содержания: "передавать участок (его части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды участка без согласия арендодателя при условии его уведомления об этой передаче"; п. 4.4.12 - "обеспечивать беспрепятственный проезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов), а также обеспечивать беспрепятственный доступ к находящимся на участке линейным сооружениям их собственникам для ремонта и текущего обслуживания в порядке, установленном Министерством транспорта РФ"; п. 4.4.13 договора: "передавать часть участка в субаренду собственникам расположенных на участке зданий, строений, сооружений по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора и за плату, размер которой превышает размера арендной платы по договору, рассчитанного пропорционально размеру передаваемой в субаренду части участка"; п. 4.4.14 договора: "заключать договор субаренды незастроенного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации". Пункты 3.7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.7 указанного договора исключены. В части требований о внесении изменений в п. 2.3 договора производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 (судьи Глотова Г.И., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 16, 69, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 422, п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Территориальное управление указывает на то, что условия спорного договора аренды, касающиеся срока действия договора, размера арендной платы, установлены вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.03.2006 по делу N А50-33956/2005-Г-24. Заявитель полагает, что принятие постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 не является основанием для внесения изменений в договор аренды, поскольку названные нормативные акты вступили в силу после принятия апелляционной инстанцией Арбитражного суда Пермской области постановления по делу N А50-33956/2005-Г-24, вступившего в законную силу. По мнению заявителя, условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012 не могут быть изменены в силу обязательности исполнения судебного акта, установившего эти условия.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым N 59:01: 44 1 1549: 0001 площадью 271008,81 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, под полосу отвода железной дороги у общества "РЖД" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области (в настоящее время -территориальное управление) возникли разногласия по п. 2.1, 3.1 указанного договора.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.03.2006 по делу N А50-33956/2005-Г-24 определены условия названного договора - п. 2.1. принят в следующей редакции: "срок аренды участка 4 года 11 месяцев"; п. 3.1 договора - "размер арендной платы за участок определяется в приложении N 2 к договору, которое подписывается арендодателем и арендатором, является неотъемлемой частью договора. При определении размера арендной платы за участок применяется ставка земельного налога, установленная в соответствии с действующим законодательством для земель промышленности".
Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 28.09.2007 произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012.
Общество "РЖД" направило ответчику письмо от 09.07.2008 с предложением подписать дополнительное соглашение от 01.07.2008 N НЮ-854/08 к договору аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012 с целью приведения его в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу "РЖД", приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 369 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД", по субъектам Российской Федерации".
Поскольку ответчик отказался от внесения изменений в договор аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012, общество "РЖД" обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.6 договора аренды от 25.07.2006 N 012 предусмотрено, что размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу "РЖД" утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу "РЖД".
Согласно названным Правилам пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с обществом "РЖД". Размер арендной платы за земельный участок определяется на основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации ставок арендной платы. Договор аренды земельного участка должен содержать положения, предусматривающие: передачу земельного участка в аренду на 49 лет; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации; обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации; право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче; обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка; обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации 04.12.2006 издан приказ N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные обществу "РЖД".
С учетом установленных органами исполнительной власти порядка и условий пользования земельными участками по аренде земельных участков, предоставленных под объекты железнодорожного транспорта, суды первой и апелляционной инстанций правомерно на основании п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменили условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012.
При этом довод территориального управления о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 264 и приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 не являются основанием для внесения изменений в договор аренды в связи с тем, что названные нормативные акты вступили в силу после принятия апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-33956/2005-Г-24, которым определены условия спорного договора, отклоняется. Как правильно указано судом апелляционной инстанции, обязательных для сторон правил на момент определения арбитражным судом условий спорного договора законом или иными нормативными актами (императивными нормами) установлено не было. Между тем ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусматривалось установление Правительством Российской Федерации порядка и условий пользования земельными участками, предоставленными обществу "РЖД".
Ссылка территориального управления на то, что условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012 не могут быть изменены в силу обязательности исполнения судебного акта, установившего эти условия, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, так как запрета на изменение в установленном порядке условий договора, определенных судом, гражданское законодательство не содержит.
Судами первой и апелляционной инстанций на основе имеющихся в деле доказательств установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2008 по делу N А50-14056/2008-Г14 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных органами исполнительной власти порядка и условий пользования земельными участками по аренде земельных участков, предоставленных под объекты железнодорожного транспорта, суды первой и апелляционной инстанций правомерно на основании п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменили условия договора аренды земельного участка от 25.07.2006 N 012.
При этом довод территориального управления о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 264 и приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 не являются основанием для внесения изменений в договор аренды в связи с тем, что названные нормативные акты вступили в силу после принятия апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-33956/2005-Г-24, которым определены условия спорного договора, отклоняется. Как правильно указано судом апелляционной инстанции, обязательных для сторон правил на момент определения арбитражным судом условий спорного договора законом или иными нормативными актами (императивными нормами) установлено не было. Между тем ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусматривалось установление Правительством Российской Федерации порядка и условий пользования земельными участками, предоставленными обществу "РЖД"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2009 г. N Ф09-2178/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника