Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 июля 2010 г. N Ф09-5705/10-С2 по делу N А60-58401/2009-С9
Дело N А60-58401/2009-С9
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2011 г. N А60-2396/2011
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Беликова М.Б., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Свердловсэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2010 по делу N А60-58401/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Печерских Е.И. (доверенность от 30.12.2009 N 66В 110754);
отделения по Верхотурскому уезду Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - отделение, казначейство) - Сабиров Н.А. (доверенность от 29.03.2010 N 01-17/75).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий отделения, связанных с отказом от исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2009 N 0068259 на взыскание суммы долга и процентов с федерального государственного учреждения "Исправительная колония N 53 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - колония).
Определением суда от 14.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 53 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области".
Решением суда от 03.02.2010 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд сослался на то, что у казначейства отсутствуют полномочия исполнять требования исполнительного документа в отношении должника, не поименованного в исполнительном документе, а также на то, что в исполнительном листе не указана сумма процентов в фиксированном виде.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 (судьи Голубцов В.Г., Савельева Н.М., Полевщикова С.Н.,) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что у должника изменилось лишь наименование; в процессуальном законодательстве отсутствует требование об указании в исполнительном документе взыскиваемой суммы в твердом денежном выражении, в связи с чем она может быть выражена в виде формулы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2009 по делу N А60-4361/2009 с колонии в пользу общества взыскан долг в сумме 157 270 руб. 15 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 16.01.2008 по 27.02.2009, а также проценты, начисленные за период с 16.01.2008 по ставке 14 % годовых, со дня, следующего после дня вынесения решения, по день уплаты долга.
На основании данного решения взыскателю 11.08.2009 выдан исполнительный лист N 0068259, который 29.09.2009 направлен для исполнения в отделение.
Письмом от 09.10.2009 N 02-13/360 казначейство возвратило обществу исполнительный лист со ссылкой на отсутствие в отделении лицевого счета Федерального государственного учреждения "ИК-53 ГУФСИН России по Свердловской области" и наличии лицевого счета иного получателя бюджетных средств - Федерального бюджетного учреждения "ИК-53 ГУФСИН России по Свердловской области", а также на то, что в силу ч. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
В силу положений ст. 239 Кодекса обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно ч. 3.1 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Органы федерального казначейства в силу ст. 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета и такой порядок предусмотрен для тех случаев, когда должником является бюджетное учреждение.
В соответствии с п. 3 ст. 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законом об исполнительном производстве; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Данный перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона N 229-ФЗ в исполнительном листе должно быть указано наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождение и резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств.
По смыслу названных норм исполнительный лист должен содержать сведения, достаточные для идентификации должника, то есть, не вызывающие у исполнительного органа сомнений в том, какое лицо является должником.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что исполнительный документ, предъявленный обществом в казначейство, указанным требованиям законодательства не соответствовал. Указанные установленные судами обстоятельства не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы общества о том, что указание процентов в виде формулы, позволяющей определить их сумму на момент исполнения судебного акта, не является основанием для возврата исполнительного документа казначейством правильные ввиду установленной ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательности исполнения судебных актов. Выводы судов об обратном являются ошибочными. Между тем, поскольку имеются иные основания для возврата исполнительного листа, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2010 по делу N А60-58401/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Свердловсэнергосбыт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законом об исполнительном производстве; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
...
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона N 229-ФЗ в исполнительном листе должно быть указано наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождение и резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств.
По смыслу названных норм исполнительный лист должен содержать сведения, достаточные для идентификации должника, то есть, не вызывающие у исполнительного органа сомнений в том, какое лицо является должником."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2010 г. N Ф09-5705/10-С2 по делу N А60-58401/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника