Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 апреля 2009 г. N А60-12004/2009-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7184/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. N 17АП-4419/09 настоящее решение оставлено без изменения
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2009 г. N ВАС-14490/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 октября 2009 г. N 14490/09
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) к Судебному приставу-исполнителю Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области О.А. Кабановой третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Постников Андрей Николаевич об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.В. Заостровская, главный специалист группы правового обеспечения, представитель по доверенности от 30.12.2008 N 12, Н.Н. Волкова, главный специалист группы правового обеспечения, представитель по доверенности от 12.03.2009 N 81;
от судебного пристава-исполнителя: М.С. Шмигель, ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения, представитель по доверенности от 14.04.2009 N 51-31/3635;
от третьего лица: не явился.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Государственное учреждение Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации просит признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области О.А.Кабановой от 06.03.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) от 25.02.2009 N 4859/107 о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя А.Н.Постникова недоимки и пени в сумме 191,41 руб.
Судебный пристав-исполнитель представил отзыв, в удовлетворении заявления просит отказать, поскольку к постановлению о взыскании недоимки, не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций об отсутствии денежных средств на счетах должника. Такое постановление не является исполнительным документом и не подлежит исполнению службой судебных приставов.
Третье лицо возражения не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Государственное учреждение Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации направило для исполнения в адрес Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области постановление от 25.02.2009 N 4859/107 о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя А.Н.Постникова недоимки и пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме 191 руб. 41 коп.
Постановлением от 06.03.2009 судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области О.А.Кабановой в возбуждении исполнительного производства отказано, поскольку постановление заявителя не является исполнительным документом.
Не согласившись с отказом в возбуждении исполнительного производства, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Исполнение данного постановления осуществляется в порядке, установленном в Законе Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства содержится в статье 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 названного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным.
Перечень исполнительных документов указан в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Требования к данным исполнительным документам содержатся в ст. 13 названного закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам, направляемым судебному приставу-исполнителю, относятся в частности акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Из смысла названной нормы следует, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
При этом акты о взыскании денежных средств должны быть вынесены органами, осуществляющими контрольные функции.
Фонд социального страхования Российской Федерации в силу подпункта 8 пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" осуществляет контрольную деятельность страхователя по исполнению им своих обязанностей.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 22.1 названного закона недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя. Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание недоимки и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
И только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю.
Из положений приведенной нормы следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по бесспорному взысканию и, соответственно, должен располагать сведениями о счетах должника.
Более того, в силу пункта 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 к Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.
Приложение N 2 содержит в том числе сведения о банковских счетах юридического лица (подпункт "с" пункта 1).
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации должен располагать сведениями о счетах должника. Доказательств невозможности для учреждения запросить названные сведения у налогового органа и предоставить их судебному приставу-исполнителю на момент предъявления ему своего постановления не представлено.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю А.Н.Постникову 20 07 2007 г. в ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" открыт расчетный счет.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Данные выводы суда подтверждаются и сложившейся судебной практикой, в том числе Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (определение от 10.03.2009 г. N 723/09).
Судом установлено, что к постановлению от 25.02.2009 N 4859/107, представленному учреждением судебному приставу-исполнителю на исполнение, не были приложены предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документы, свидетельствующие о состоянии счетов должника.
При таком положении отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства только на основании постановления учреждения является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требования Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Сухоложского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области О.А.Кабановой от 06.03.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) от 25.02.2009 N 4859/107 о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя А.Н.Постникова недоимки и пени в сумме 191,41 руб. отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2009 г. N А60-12004/2009-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7184/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. N 17АП-4419/09 настоящее решение оставлено без изменения