Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 апреля 2009 г. N А60-40425/2008-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2009 г. N Ф09-6880/09-С6
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (в лице филиала по Уральскому федеральному округу) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" по Уральскому Федеральному округу третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области и Министерство культуры Российской Федерации о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Малишевский Д. В. - представитель по доверенности N 100д от 15.12.2008 года;
от ответчиков: Тарасов Д. Е. - представитель ФГУП по доверенности 66 Б N 721347 от 03.02.2009 года, от УФРС по СО - не явились, заявление о рассмотрении дела без участия;
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил:
Истец просит признать недействительным зарегистрированное за ответчиком право хозяйственного ведения (свидетельство 66 АВ N 959105 от 05.07.2007 года) на объект недвижимости - отдельно-стоящее здание с пристроями, литер Ж, общей площадью 3075,6 кв.м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 69, корп. 12, кадастровый (условный) номер 66:01/01:00:557:69/к12:00.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что спорный объект недвижимости независимо от распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 98 от 28.04.2007 года "Об изъятии из оперативного управления ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и закреплении на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" федерального имущества" фактически не был изъят из владения истца, а потому у ответчика не могло возникнуть права хозяйственного ведения. Право оперативного управления истца, зарегистрированное 16.05.2006 года, не было оспорено в установленном законом порядке.
В судебном заседании 12.03.2009 года истец представил дополнение к исковому заявлению, в котором уточнил исковые требования и просит:
-признать недействительным зарегистрированное право хозяйственного ведения ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 69, корп. 12,
-обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области восстановить запись о регистрации права оперативного управления Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уточнение исковых требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик - ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий ФТ-Центр" с иском не согласно, представило отзыв на иск, ссылается на правомерное изъятие имущества у истца по решению собственника, ссылается на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2007 года по делу N А60-14935/07-С5 об оспаривании (признании недействительным) распоряжения Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом Территориального управления по Свердловской области "Об изъятии из оперативного управления Федерального государственного учреждения "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" N 98 от 28.04.2007 года.
Ответчик - Управление федеральной регистрационной службы по Свердловской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1164-р от 17.04.2003 года "О закреплении объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, расположенных в Свердловской области, за государственным учреждением "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Министерства культуры Российской Федерации за истцом на праве оперативного управления закреплено нежилое отдельно стоящее здание с пристроями (литер Ж), расположенное в городе Екатеринбурге, пр. Ленина, 69, корпус 12 (кадастровый/условный номер объекта 66:01/01:00:557:69/к12:00). Регистрация права оперативного управления в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 16.05.2006 года (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АВ N 259187).
28.04.2007 года Федеральным агентством по Управлению федеральным имуществом Территориального управления по Свердловской области принято распоряжение N 98 "Об изъятии из оперативного управления Федерального государственного учреждения "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и закреплении на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" вышеуказанного федерального имущества. Регистрация права хозяйственного ведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 05.07.2007 года (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АВ N 959105).
Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (в лице филиала по Уральскому федеральному округу) в порядке ст. 198 АПК РФ вышеуказанное распоряжение N 98 от 28.04.2007 года было оспорено в судебном порядке. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2007 года по делу N А60-14935/07-С5 в удовлетворении заявленных требований было отказано, однако постановлением Семнадцатого арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.12.2007 года указанное решение было отменено, в связи с принятием судом отказа заявителя от требований.
По акту о приеме - передаче здания (сооружения) N 2 от 04.06.2007 года имущество передано ФГУП "ФТ-Центр". Право хозяйственного ведения зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.07.2007 года.
Суд полагает, что изъятие имущества произведено Федеральным агентством по Управлению федеральным имуществом Территориального управления по Свердловской области в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ).
Подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 года N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767) основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:
- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации,
- а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 года N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767) установлено, что агентство:
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности (пункт 5.2. Положения);
- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 5.5. Положения);
- проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (пункт 5.6. Положения);
- закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества (пункт 5.18. Положения).
При этом согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 года N 191 "Вопросы федерального агентства по культуре и кинематографии" агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Аналогичное положение закреплено в пункте 5.2. Положения о федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 года N 291.
Таким образом, законодателем произведено разграничение государственных функций, а именно: пределы полномочий собственника по вопросам, связанным с использованием, владением и распоряжением федеральным имуществом, закрепленным за государственными учреждениями, определяются и, соответственно, ограничиваются необходимостью использования такого имущества федеральным органом власти только при осуществлении управленческих функций в сфере культуры и кинематографии (пункт 1 Положения N 291 от 17.06.2004 года), а полномочиями собственника по осуществлению контроля за эффективным использованием и сохранностью федерального имущества, принятию мер реагирования на правонарушения, вплоть до изъятия имущества, наделено исключительно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Изъятие предполагает прекращение прав на имущество при наличии фактических оснований вне зависимости от воли заинтересованных лиц, в том числе самого учреждения и его учредителя. В данном случае, право оперативного управления истца прекратилось, в связи с изъятием у учреждения федерального имущества по решению собственника данного имущества (п.3 ст. 299 ГК РФ).
Ссылка истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 года по делу N А40-1766/08-130-14, судом не принимается, поскольку из положений абзаца 6 части 4 статьи 170 АПК РФ следует, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. На уровне судов, относящихся к Уральскому федеральному округу, единообразие судебной практики обеспечивается Федеральным арбитражным судом Уральского округа.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
С учетом отказа в удовлетворении заявленных требований, уплаченная истцом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в сумме 4000 рублей (платежные поручения N 297 от 28.06.2007 года на сумму 2000 рублей и N 490 от 18.12.2008 года на сумму 2000 рублей) относится на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В иске отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2009 г. N А60-40425/2008-С4
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника