Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 июля 2010 г. N Ф09-5857/10-С2 по делу N А76-39779/2009-62-906/48
Дело N А76-39779/2009-62-906/48
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Беликова М.Б., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее -управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2010 по делу N А76-39779/2009-62-906/48 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Ткаченко КО. (доверенность от 19.07.2010).
Открытое акционерное общество "Златоустовский часовой завод" (далее -заявитель, общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о снижении на одну четверть исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя г. Златоуста Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Соколовского С.А. (далее - судебный пристав, заинтересованное лицо) от 14.08.2009 (с учетом уточнений требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее -взыскатель, инспекция).
Решением суда от 11.01.2010 (судья Первых Н.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что должником не представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо статьи 81 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" имеется в виду статья 81 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 указанного Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что предусмотренный ст. 81 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ размер взыскания (7 процентов от взыскиваемой по исполнительному производству суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем; в противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства, что недопустимо в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2009 на исполнение в Златоустовский городской отдел службы судебных приставов поступил исполнительный документ - постановление инспекции, на основании которого 24.07.2009 приставом возбуждено исполнительное производство N 75/1/43033/7/2009 и обществу предложено в пятидневный срок исполнить требования исполнительного документа.
Исходя из того, что должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства, пятидневный срок для добровольного исполнения истек 14.08.2009, судебный пристав в рамках спорного исполнительного производства 14.08.2009 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 216, 36 руб.
Судами определено, что заявитель принимал меры для исполнения исполнительного документа, но не исполнил его в установленный срок в связи с трудным финансовым положением. Общество намеренно не уклонялось от погашения долга, предпринимало все возможные меры для исполнения исполнительного документа.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, уменьшив сумму взыскиваемого с общества исполнительского сбора на одну четверть.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2010 по делу N А76-39779/2009-62-906/48 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 7 ст. 112 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 указанного Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что предусмотренный ст. 81 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ размер взыскания (7 процентов от взыскиваемой по исполнительному производству суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем; в противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства, что недопустимо в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июля 2010 г. N Ф09-5857/10-С2 по делу N А76-39779/2009-62-906/48
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника