Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2009 г. N Ф09-2814/09-С5
Дело N А60-26481/08-С9
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 16316/09
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 11518/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2009 г. N Ф09-5787/09-С1
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2009 г. N 17АП-2849/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Гайдука А.А., Макарова В.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2008 по делу N А60-26481/08-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
антимонопольной службы - Сухоруков А.С. (доверенность от 08.08.2008);
открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее -общество "Свердловэнергосбыт") - Кравцов С.М. (доверенность от 29.12.2008);
государственного унитарного предприятия Свердловской области "Облкоммунэнерго" (далее - государственное предприятие) - Астбаева Л.Р. (доверенность 21.04.2009).
Антимонопольная служба обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным соглашения от 05.09.2008 между обществом "Свердловэнергосбыт" и открытым акционерным обществом "Свердловская энергогазовая компания" (далее - общество "СЭГК") о передаче прав и обязанностей по заключенным на момент передачи договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), как не соответствующего п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в части передачи статуса гарантирующего поставщика обществу "СЭГК" и зоны его деятельности (с учетом изменения предмета исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 23.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), государственное предприятие.
Решением суда от 18.11.2008 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда от 02.02.2009 (судьи Мещерякова Т.Н., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявитель просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неприменение судами подлежащих применению ст. 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона "О защите конкуренции" общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в антимонопольную службу с заявлением от 18.07.2008 N 16/7385 о проверке соответствия проекта соглашения с обществом "СЭГК" о передаче прав и обязанностей по заключенным на момент передачи договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи, поставки электрической энергии) на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольная служба, рассмотрев данное заявление, приняла решение от 05.09.2008 N 4991 о несоответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства в части намерения передачи статуса гарантирующего поставщика помимо случаев, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), и о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства в части передачи прав и обязанностей по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи, поставки электрической энергии) с учетом предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На основании вынесенного антимонопольной службой решения обществу "Свердловэнергосбыт" выдано предписание от 05.09.2008 N 4992 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Между тем общество "Свердловэнергосбыт" и общество "СЭГК" 05.09.2008 заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по заключенным на момент передачи договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Согласно п. 1 соглашения от 05.09.2008 общество "СГЭК" с 30.09.2008 прекращает деятельность по сбыту электрической энергии на части территории Свердловской области в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии и передает права и обязанности по заключенным им в качестве гарантирующего поставщика с потребителями договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) обществу "Свердловэнергосбыт".
Полагая, что указанное соглашение в части передачи статуса гарантирующего поставщика обществу "СЭГК" и зоны его деятельности не соответствует положениям п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции", антимонопольная служба обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что истец не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о недействительности спорного соглашения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно п. 16 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика.
Из материалов дела видно, что ответчики являются энергосбытовыми организациями, осуществляющими куплю-продажу электрической энергии на розничном рынке. Постановлением РЭК Свердловской области от 17.10.2006 N 130 ПК согласованы границы деятельности в качестве гарантирующих поставщиков электрической энергии: зона деятельности общества "СЭГК", как гарантирующего поставщика, определяется границами балансовой принадлежности электрических сетей государственного предприятия, сложившихся на 08.09.2006 г., зона деятельности общества "Свердловэнергосбыт" определяется административными границами Свердловской области, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков.
Судами правомерно приняты во внимание письмо Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13.11.2007 N ЕЯ-6481/14 и отзыв РЭК Свердловской области от 18.11.2008 N 02-18/3851, согласно которым проведение как очередного, так и внеочередного конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика не представляется возможным до вступления в силу в установленном порядке утвержденных Минтопэнерго России правил проведения конкурсов на осуществление деятельности в качестве гарантирующего поставщика. В связи с этим, учитывая сложившуюся ситуацию на розничном рынке электроэнергии (передачу прав и обязанностей гарантирующего поставщика по договорам купли-продажи электроэнергии), ФСТ России считает целесообразным на период до смены гарантирующего поставщика по результатам первого открытого конкурса возложить обязанности гарантирующего поставщика на общество "Свердловэнергосбыт".
РЭК Свердловской области принято постановление от 30.09.2008 N 111-ПК "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области".
Письмом РЭК Свердловской области от 06.10.2008 N 01-17/3370 в адрес ФСТ России направлены документы с ходатайством об исключении из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности общества "СЭГК" и изменении границ зоны деятельности гарантирующего поставщика общества "Свердловэнергосбыт".
Из ответа ФСТ России от 02.12.2008 г. на данное письмо не следует, что уполномоченный орган усматривает в действиях ответчиков нарушений действующего законодательства. Приказом ФСТ России от 02.03.2009 N 40-э общество "СЭГК" исключено из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков по Свердловской области; в отношении общества "Свердловэнергосбыт" в реестр внесены изменения, касающиеся определения границ зоны его деятельности.
Несмотря на то, что заключенное ответчиками соглашение не предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, судами верно указано, что прямого запрета законодательством на заключение такого соглашения нет, передача обществом "СЭГК" прав и обязанностей по исполнению функций гарантирующего поставщика электрической энергии обществу "Свердловэнергосбыт" на основании п. 42 названных Правил не противоречит действующему законодательству в случае, если соблюдены все требования, предусмотренные гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом истцом не представлено доказательств нарушения ответчиками положений указанной главы.
С учетом изложенного, а также с учетом того, что соглашение от 05.09.2008 заключено в интересах потребителей электроэнергии, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным соглашения от 05.09.2008, как несоответствующего положениям п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" в части передачи статуса гарантирующего поставщика.
Довод антимонопольной службы о том, что функции гарантирующего поставщика должны быть переданы государственному предприятию, являющемуся территориальной сетевой организацией, отклоняется. Судами первой и апелляционной инстанций верно указано, что государственное предприятие является территориальной сетевой организацией по договору от 24.11.2006 N 1 ПЭ, оказывает услуги по передаче электрической энергии открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" и не имеет на электрических сетях точек поставки гарантирующего поставщика на оптовом рынке, предусмотренных п. 51 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. При этом ссылки антимонопольной службы на то, что у государственного предприятия имеются точки поставки, указанные в п. 51 названных Правил, а также на то, что бездействие последнего свидетельствует о его причастности к согласованным действиям, несостоятельны, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод антимонопольной службы о том, что в связи с заключенным ответчиками соглашением сократилось число хозяйствующих субъектов на рынке электроэнергии, отклоняется, как не подтвержденный надлежащими доказательствами (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка (ст. 71, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2008 по делу N А60-26481/08-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на то, что заключенное ответчиками соглашение не предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, судами верно указано, что прямого запрета законодательством на заключение такого соглашения нет, передача обществом "СЭГК" прав и обязанностей по исполнению функций гарантирующего поставщика электрической энергии обществу "Свердловэнергосбыт" на основании п. 42 названных Правил не противоречит действующему законодательству в случае, если соблюдены все требования, предусмотренные гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом истцом не представлено доказательств нарушения ответчиками положений указанной главы.
С учетом изложенного, а также с учетом того, что соглашение от 05.09.2008 заключено в интересах потребителей электроэнергии, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным соглашения от 05.09.2008, как несоответствующего положениям п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" в части передачи статуса гарантирующего поставщика.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2008 по делу N А60-26481/08-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2009 г. N Ф09-2814/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника