Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф09-3052/09-С1
Дело N А34-6123/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 11566/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Шадринский завод металлических конструкций" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.12.2008 по делу N А34-6123/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Дюдя Н.М. (доверенность от 04.10.2008 б/н).
От Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, административный орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента от 14.10.2008 N 97 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.12.2008 (судья Обабкова Н.А.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Федина Г.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит, оставив без изменения резолютивную часть указанных судебных актов, исключить из мотивировочной части выводы о том, что постановление департамента от 29.10.2007 N 22-27 не подлежит применению обществом при расчетах с конечными потребителями; о том, что тарифы конечного потребителя электроэнергии включают в себя стоимость услуг по передаче; о двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии., ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, департаментом на основании распоряжения от 20.08.2008 N 144 проведено мероприятие по контролю соблюдения обществом порядка ценообразования на услуги по поставке тепловой энергии и по передаче электроэнергии.
В ходе проверки было установлено, что обществом в нарушение Закона N 41-ФЗ, Закона N 35-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановления администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" в период с января по июль 2008 г. незаконно предъявлялась плата за услуги по передаче электрической энергии напрямую потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества, по тарифам: для прочих потребителей в размере от 538,52 руб./МВтч (без НДС) до 1,50089 руб./кВтч (без НДС) в зависимости от уровня напряжения; для бюджетных потребителей в размере 1256,42 руб./МВтч (без НДС), установленных для потребителей других юридических лиц (открытого акционерного общества "Курганская энергосбытовая компания", открытого акционерного общества "Энергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Электрон") Приложением 1 к постановлению департамента от 29.10.2007 N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)" (далее - постановление департамента N 22-27).
Факты нарушения подтверждены бухгалтерскими документами - счетами-фактурами, предъявленными обществом своим потребителям, в том числе: открытому акционерному обществу "Шадринский молочноконсервный комбинат", Шадринскому областному наркологическому диспансеру, фермерскому хозяйству "Луговое".
В результате сумма, рассчитанная по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц, и предъявленная обществом потребителям за передачу электрической энергии выборочно за январь-июль 2008 г. составила 7396520 руб. 27 коп.
По итогам проверки департаментом составлены акт результатов мероприятий по контролю соблюдения порядка ценообразования от 02.10.2008 N 31/08-05 и протокол об административном правонарушении от 02.10.2008 N 97, на основании которых вынесено постановление от 14.10.2008 N 97 о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако, установив, что административным органом применена санкция, не предусмотренная ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, удовлетворили заявленное обществом требование, признав оспариваемое постановление департамента незаконным и отменив его.
Выводы судов являются правильным, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 1 ст. 14.6 Кодекса установлена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Статьей 2 Закона N 41-ФЗ определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию, осуществлению государственного регулирования тарифов на территории Курганской области закреплены за департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Постановлениями департамента от 06.03.2007 N 4-1, от 29.10.2007 N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)" приняты тарифные решения, обеспечивающие выполнение требований действующего законодательства. Тариф на услуги по передаче электрической энергии, по которым рассчитываются потребители с сетевой организацией по договорам купли-продажи, департаментом не устанавливался.
Законодательством Российской Федерации не предоставлено право собственникам электрических сетей самостоятельно устанавливать тариф (плату) за услугу по передаче электрической энергии.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на договорной основе оказывало потребителям, имеющим технологическое присоединение к его электрическим сетям, услуги по передаче электрической энергии. При этом общество выставляло потребителям счета-фактуры на оплату услуг по передаче поставленной электроэнергии по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц. В расчет данных тарифов кроме затрат сетевой организации по передаче электроэнергии включены также расходы гарантирующего поставщика на куплю-продажу электрической энергии. Незаконные действия общества привели к двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии, так как потребители оплачивают по конечному тарифу за полученную электрическую энергию открытому акционерному обществу "Энергосбыт".
Доказательств обратного обществом в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
При этом суды правомерно признали незаконным и отменили обжалуемое постановление департамента, поскольку в нарушение ч. 1 ст. 4.1 Кодекса, департамент назначил обществу наказание за совершенное им административное правонарушение, не предусмотренное ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, что в силу п. 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 является существенным нарушением административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении и влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагаются, уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.12.2008 по делу N А34-6123/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шадринский завод металлических конструкций" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Шадринский завод металлических конструкций" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 24.03.2009 N 162.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на договорной основе оказывало потребителям, имеющим технологическое присоединение к его электрическим сетям, услуги по передаче электрической энергии. При этом общество выставляло потребителям счета-фактуры на оплату услуг по передаче поставленной электроэнергии по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц. В расчет данных тарифов кроме затрат сетевой организации по передаче электроэнергии включены также расходы гарантирующего поставщика на куплю-продажу электрической энергии. Незаконные действия общества привели к двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии, так как потребители оплачивают по конечному тарифу за полученную электрическую энергию открытому акционерному обществу "Энергосбыт".
Доказательств обратного обществом в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
При этом суды правомерно признали незаконным и отменили обжалуемое постановление департамента, поскольку в нарушение ч. 1 ст. 4.1 Кодекса, департамент назначил обществу наказание за совершенное им административное правонарушение, не предусмотренное ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, что в силу п. 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 является существенным нарушением административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении и влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-3052/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника